часть 12
Летом, ценой колоссального напряжения сил, на заводе пустили в эксплуатацию первую очередь электростанции, расширили компрессорную, ввели дробеструйку в цехе No 1.
А после 24 августа все воскресные дни были объявлены рабочими.
Прогульщики несли ответственность по законам военного времени.
За невыполнение планов, «непринятие своевременных мер по стабилизации производства» инженеров и мастеров снимали с должностей, переводили в цехи, на рабочие места, а то и отдавали под суд.
Для проверки выполнения приказов наркома, директора завода была создана контрольно-инспекционная служба.
И еще одна проблема остро вставала перед коллективом в первые же месяцы войны - кадровая.
Война сразу же «выкосила» из рядов заводчан десятки и сотни лучших рабочих, специалистов. В основных цехах простаивало оборудование. Требовались новые кадры.
И они пришли. Из базового ремесленного училища No 10 - 90 человек, из училищ Москвы — 60 Ещё 125 - вчерашние школьники, пенсионеры. Сокращались вспомогательные службы.
На помощь цехам направлялись работники заводоуправления.
Изъявили желание потрудиться на благо Родины женщины-домохозяйки, ставшие шуровщиками, диспетчерами, электриками, мотористами, токарями, термистами.
Часто они работали на тех участках, где труд женщин и подростков до войны был запрещен.
Пройдя через ускоренные курсы, школы ФЗО, руки опытных мастеров-наставников и овладев профессией, новички показывали такие результаты, каких до войны добивались немногие
мужчины.
Многостаночницы Строгова, Крючкова, Старостина, Чернышева, Смирнова, Холопова выполняли план на 200-250 процентов!
Лидия Пролопьевна Подковыркина (цех No 4) первой начала работать на трех станках-автоматах.
Быстро явили о себе и молодые рабочие Берлов, Ермаков, Карачаевцев, Борисов.
По направлению Наркомата боеприпасов на завод прибыл опытнейший инженер В. Т. Пашечкин.
Он тут же был направлен в цех No 3, а через несколько месяцев, 16 мая 1942 года, Владимир Тимофеевич был назначен главным инженером завода.
Без преувеличения, огромнейшую роль в выполнении оборонных заказов, повышении производительности и, наконец, в улучшении морально-психологической обстановки в коллективе сыграло движение фронтовых бригад.
По направлению Наркомата боеприпасов на завод прибыл опытнейший инженер В. Т. Пашечкин.
Он тут же был направлен в цех No 3, а через несколько месяцев, 16 мая 1942 года, Владимир Тимофеевич был назначен главным инженером завода.
Без преувеличения, огромнейшую роль в выполнении оборонных заказов, повышении труда и, наконец, в улучшении морально-психологической обстановки в коллективе сыграло движение фронтовых бригад.
Добившись столь почетного в ту пору звания, бригада торжественно, прилюдно давала трудовую Клятву.
Известно, что в кузнечно-прессовом цехе появился первый текст присяги, написанной заместителем начальника цеха А.А. Частовой.
В окончательной доработке текста участвовал член парткома М.С. Щетинин. А до нас дошел вот такой:
«Я, сын (дочь) трудового народа, в грозные дни Отечественной войны, добровольно объявляю себя фронтовиком тыла и вступаю в фронтовую бригаду товарища...
Клянусь честно и самоотверженно трудиться на своем посту так же, как самоотверженно сражаются наши доблестные бойцы, командиры и политработники Красной Армии и Военно-Морского Флота с оголтелыми бандами немецко-фашистских захватчиков.
Клянусь ежедневно увеличивать производительность труда и безусловно перевыполнять производственное задание, беспрекословно выполнять все распоряжения командира.
Клянусь работать без брака, содержать в чистоте и образцовом порядке рабочее место, не допускать ни одной минуты простоя агрегата по своей вине, бережно относиться к инструменту, передавать свой опыт отстающим товарищам.
В случае нарушения клятвы пусть окружат меня мои товарищи общественным презрением и негодованием...»
Инициаторами создания фронтовых бригад на заволе стали Н.С. Матросов (цех No 1), М.С. Кожевников (цех No 2), П.С. Калугин (цех No 3).
Эти коллективы стабильно выполняли задания на 150-160 процентов.
Уже в первый год войны прославились фронтовые бригады термистов И.Т. Ильина, штамповщика Н.И. Вшивцева, прессовщиков К.П. Емельяновой, инструментальщиков М.А. Постникова, комсомольско-молодежная Ф.Т. Богомолова и другие.
Фронтовые бригады делали великое дело.
Но, заметим, едва ли не каждый из их членов рвался в действующую армию.
По многочисленным просьбам - особенно настаивал комсомол - на заводе был оборудован кабинет с образцами оружия, боеприпасов и техники, где обучались различным военным специальностям.
Кружками военного дела руководили бывшие воины, сотрудники военкомата.
Большая заслуга в организации военного обучения принадлежит П.И. Волохину.
Несмотря на то что завод находился в глубоком тылу, в самом начале войны были организованы курсы медицинских сестер и сан дружинниц, работали штабы противовоздушной и противохимической обороны. Молодежь устремилась в аэроклуб.
Высокой честью считалось иметь знак «Ворошиловский стрелок».