Найти тему

ТЫЛ: 1418 ДНЕЙ И НОЧЕЙ

часть 10 читать здесь

часть 11

http://www.lsop.ru/sites/default/files/field/image/additional-images/154.jpg
http://www.lsop.ru/sites/default/files/field/image/additional-images/154.jpg

Многие заводчане, с кем удалось поговорить о тех нелегких и далеких днях, признаются: Известие, переданное по радио, поначалу вызвало недоумение.

Война? А договор с Германией?

И куда смотрит доблестная Красная Армия, ведь и Иосиф Виссарионович Сталин, и Климент Ефремович Ворошилов не раз заявляли: советские границы нерушимы, но если враг посягнет на СССР, он получит по заслугам, и война будет вестись на его территории.

Особой тревоги поначалу не в было.

Многим верилось: Москва во всем разберется, это наверняка провокация, какая-то чудовищная ошибка. У

вы, это была правда. В то же воскресенье, в восемь часов вечера, горком партии созвал на стадионе «Металлург» общегородской митинг.

Туда пришли все - от мала до велика. Выходного настроения, понятно, уже ни у кого не было. Первым делом: выступил мастер-стахановец сортопрокатного цеха завода Д.В. Бондин. Да, война. И митинг на принял клятву-резолюцию:

«Нанесем сокрушительный удар фашистам-извергам. Все, как один, встанем на защиту любимого Отечества. Победа будет за нами!»

Характерно, что накануне, 19 июня 1941 года, директор завода М.Н. Алексеев издал приказ о расширении номенклатуры выпускаемой продукции за счет производства товаров массового спроса из металлических и деревянных отходов.

Этот последний приказ мирного времени так и не был выполнен...С первых дней лихолетья была поставлена задача — выпускать боеприпасы, другую продукцию, все, что потребуется для фронта.

Вечером: 23 июня на заводе состоялось общее партийное собрание. Коммунисты говорили об эффективном использовании оборудования, о переходе на режим военного времени, перестройке производства и увеличении выпуска боеприпасов.

Резолюция собрания была очень краткой: парторганизацию завода считать мобилизованной и 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли специальную директиву о перестройке деятельности трубы партии, народного хозяйства, жизни всей страны на защиту социалистического Отечества.

И лозунг «Все — для фронта, все — Для победы!» стал даже вышло не призывом, а приказом, законом военной поры.

https://typical-moscow.ru/wp-content/uploads/2018/03/1-24.jpg
https://typical-moscow.ru/wp-content/uploads/2018/03/1-24.jpg

С принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР, которым вводились сверхурочные работы и отменялись отпуска, завод без привлечения дополнительных рабочих рук примерно на треть увеличил загруженность производственных мощностей.

В узких местах начальники цехов и участков стали работать по 11—12-часовому графику, многие переходили на казарменное положение, практически не покидая завода.15 июля, пожалуй, впервые особенно остро почувствовали всю серьезность положения, близость войны. Обсуждая вопрос «О народном ополчении и охране предприятий», решили: вступить в ополчение, каждому получить одну из военных специальностей. К 25 июля народными ополченцами записались 953 человека. Многие цехи в полном составе объявили: условия работы считать фронтовыми, «не выполнил задания — не уходи домой!». В эти же дни заводчане приняли повышенные обязательства: программу третьего квартала завершить досрочно, к 15 сентября, и призвали последовать их примеру все оборонные предприятия области. Началась невиданная по размаху, сложности и напряжению работа, длившаяся, без выходных, и праздников, более 1400 дней и ночей.

В кузнечнопрессовом цехе большой объем реконструкции, ремонта и эксплуатации термопечей, гидропрессов, совершенствование технологии штамповки потребовали объединения сил и к- служб. 5 июля на базе центральной заводской лаборатории был создан отдел главного металлурга (первый начальник — В.П. Лукин).

По предложению цеха победителей заводского соцсоревнования решили определять через каждые 15 дней с - вручением переходящего Красного знамени.В механическом цехе No зародилась инициатива: коллектив смены, которой руководил П.С. Калугин, объявил себя фронтовым и обратился ко всем с призывом досрочно выполнить задание года. Но в цехе, где в основном работали женщины, был слабо механизирован труд, особенно на установке и съемке габаритных деталей со станков.

Тогда создали рабочую группу из технологов и мастеров, которая, выявив наиболее сложные участки, взялась за дело. Для работы с корпусными изделиями на линиях установили сначала трубы для перекатки «железок», а потом сварили столы, что значительно облегчило труд. даже 25 августа по инструментальному цеху No 4 вышло такое распоряжение:

«Вся инструментальная сталь, поступающая из центрального склада в кладовую цеха No 4, должна немедля подвергаться контролю на химанализ, оптимальную температуру закалки и микроструктуру. Вся штучная заготовка для резьбонарезного инструмента должна подвергаться перековке по имеющейся инструкции. коже Каждая партия резьбофрез должна отправляться с паспортом, фиксирующим все операции о механической и термической обработки и заключение о годности…."

Следом шел еще один важный - приказ директора завода No 352:

Начальнику Бих (боро инструментального хозяйства.- С.П.) А.И. Фридману и начальнику
цеха No 4 А.Ф. Александрову организовать мастерскую по наплавке и сварке изношенного инструмента твердым сплавом и отходами быстрореза».

продолжение тут