Литературу можно определить как один из видов особо творческого воссоздания реального мира. Это очень важно для общего понимания процесса создания литературных произведений. Думать, что их появление — это результат авторского намерения или иррациональная игра эстетствующей души, означает отрицать живую связь творческого начала с реальным миром.
Литература — это часть исторического освоения реальности. При этом нередко оно связано с самоустранением писателя от насущных проблем в попытке описать самого человека. При этом иллюзия присутствия читателя в книге значительно усиливается.
Среди определений литературного творчества есть следующее: создание новых произведений искусства, которые приобретают высокую социальную значимость. Это трансформация реальности, приводящая к возникновению нового варианта действительности в тон писательским представлениям о том, какой она должна быть. К нему относится и удивительная человеческая особенность находить чудесное в прозе жизни и постигать самого себя и бытие, используя для этого самые странные способы.
Литература в этом смысле помогает понять жизнь и социальные взаимоотношения, избежать излишних тревог. Иногда она наоборот превращается в орудие преобразования окружающего мира. Различные физические и психические метаморфозы главных героев подталкивают читателя расширить свой кругозор, увеличить его участие в процессе жизнедеятельности и, возводя случай в ранг Абсолюта, заставляют его почувствовать себя частью человечества.
Когда литература служит иллюстрированию неких заранее подготовленных тезисов, это приводит к жестокому столкновению такого «произведения» с самим жизненным процессом. Настоящее же искусство во все времена стремится быть актуальным, создавая произведения на злобу дня. Сложность здесь состоит только в том, что одни идеалы слишком быстро заменяются другими, а прекрасные ориентиры какой-либо исторической эпохи в другое время превращаются в непонятных мертвых «истуканов».
Художественная литература имеет свою объективную реальность – законченное произведение. О том, что текст получился объективным, судят по узнаваемым героям и ситуациям, ценностным ориентирам и потребностям персонажей, аналогичным читательским.
Сознание человека, взявшего в руки книгу, производит соотношение художественно выписанного образа с объективной реальностью. После чего, благодаря своей творческой деятельности, делает вымысел объективно существующим. В результате этого, творческая условность превращается в форму проявления правды жизни в произведениях искусства.
Худлит является и духовным, и физическим процессом. Он представляет собой движущуюся структуру, предназначенную для объяснения и трансформации реального мира. Используя обобщение законов литературного творчества, можно делать выводы о том, что у литературы есть несколько полезных функций.
Функции литературы:
1. Познавательная. Эта функция дает возможность через литературу познать мир, человеческое общество, отдельную личность, применяя к ним «человеческую мерку».
2. Оценочная. Здесь литературная функция состоит в прямом или косвенном оценивании современного мира в каждом произведении, вскрытии и препарировании и положительных, и отрицательных аспектов общественных взаимоотношений, каких-либо событий и идей.
3. Коммуникативная. При этом язык литературного произведения, основанный на исторически сформировавшейся символьной и знаковой системах, вызывая схожие ассоциации, дает возможность эффективно объединять целые народы, а также их поколения и отдельных людей.
4. Эмоциональная. Литературные произведения всегда воздействуют на чувственную сферу читателя. Они способны облагородить его внутренний мир, вызывая различные переживания и становясь источником глубокого эстетического удовольствия.
5. Эстетическая. Эта литературная функция способна воздействовать на людское мнение, формируя вкус к прекрасному, активизируя читательское творческое начало и побуждая его к творческому самовыражению в любой подходящей сфере деятельности. Литература безо всякого насилия над личностью дает читателю идеал красоты, мерило прекрасного и низменного.
6. Воспитательная. Это быть может одна из самых важных литературных функций. Художественное произведение может дать бесценные знания о том, каким человеку быть, ненасильственно формируя его самосознание, воздействуя на него и при этом не претендуя на то, чтобы ее содержание принимали «за чистую монету». Ведь книга отражает опыт и самого автора, и других людей. Она открыта для соучастия в процессе познания добра и зла.