Найти тему

Что такое литература?

Литературу можно определить как один из видов особо творческого воссоздания реального мира. Это очень важно для общего понимания процесса создания литературных произведений. Думать, что их появление — это результат авторского намерения или иррациональная игра эстетствующей души, означает отрицать живую связь творческого начала с реальным миром.

    Литература — это часть исторического освоения реальности. При этом нередко оно связано с самоустранением писателя от насущных проблем в попытке описать самого человека. При этом иллюзия присутствия читателя в книге значительно усиливается.

Среди определений литературного творчества есть следующее: создание новых произведений искусства, которые приобретают высокую социальную значимость. Это трансформация реальности, приводящая к возникновению нового варианта действительности в тон писательским представлениям о том, какой она должна быть. К нему относится и удивительная человеческая особенность находить чудесное в прозе жизни и постигать самого себя и бытие, используя для этого самые странные способы.

    Литература в этом смысле помогает понять жизнь и социальные взаимоотношения, избежать излишних тревог. Иногда она наоборот превращается в орудие преобразования окружающего мира. Различные физические и психические метаморфозы главных героев подталкивают читателя расширить свой кругозор, увеличить его участие в процессе жизнедеятельности и, возводя случай в ранг Абсолюта, заставляют его почувствовать себя частью человечества.

    Когда литература служит иллюстрированию неких заранее подготовленных тезисов, это приводит к жестокому столкновению такого «произведения» с самим жизненным процессом. Настоящее же искусство во все времена стремится быть актуальным, создавая произведения на злобу дня. Сложность здесь состоит только в том, что одни идеалы слишком быстро заменяются другими, а прекрасные ориентиры какой-либо исторической эпохи в другое время превращаются в непонятных мертвых «истуканов».

    Художественная литература имеет свою объективную реальность – законченное произведение. О том, что текст получился объективным, судят по узнаваемым героям и ситуациям, ценностным ориентирам и потребностям персонажей, аналогичным читательским.

Сознание человека, взявшего в руки книгу, производит соотношение художественно выписанного образа с объективной реальностью. После чего, благодаря своей творческой деятельности, делает вымысел  объективно существующим. В результате этого, творческая условность превращается в форму проявления правды жизни в произведениях искусства.

    Худлит является и духовным, и физическим процессом. Он представляет собой движущуюся структуру, предназначенную для объяснения и трансформации реального мира. Используя обобщение законов литературного творчества, можно делать выводы о том, что у литературы есть несколько полезных функций.

Функции литературы:

1. Познавательная. Эта функция дает возможность через литературу познать мир, человеческое общество, отдельную личность, применяя к ним «человеческую мерку».

2. Оценочная. Здесь литературная функция состоит в прямом или косвенном оценивании современного мира в каждом произведении, вскрытии и препарировании и положительных, и отрицательных аспектов общественных взаимоотношений, каких-либо событий и идей.

3. Коммуникативная. При этом язык литературного произведения, основанный на исторически сформировавшейся символьной и знаковой системах, вызывая схожие ассоциации, дает возможность эффективно объединять целые народы, а также их поколения и отдельных людей.

4. Эмоциональная. Литературные произведения всегда воздействуют на чувственную сферу читателя. Они способны облагородить его внутренний мир, вызывая различные переживания и становясь источником глубокого эстетического удовольствия.

5. Эстетическая. Эта литературная функция способна воздействовать на людское мнение, формируя вкус к прекрасному, активизируя читательское творческое начало и побуждая его к творческому самовыражению в любой подходящей сфере деятельности. Литература безо всякого насилия над личностью дает читателю идеал красоты, мерило прекрасного и низменного.

6. Воспитательная. Это быть может одна из самых важных литературных функций. Художественное произведение может дать бесценные знания о том, каким человеку быть, ненасильственно формируя его самосознание, воздействуя на него и при этом не претендуя на то, чтобы ее содержание принимали «за чистую монету». Ведь книга отражает опыт и самого автора, и других людей. Она открыта для соучастия в процессе познания добра и зла.