Найти тему
AD-БЛОГ

Летающий мусоровоз или стратегия развития Сахалина 2035

Очень интересные замечания от Алексея Коновалова, касательно стратегии развития Сахалинской области на 2035 год, предоставленная на очередном заседании правительства 7 октября. Автор указывает на сыроватость материала и отрешенность от самого главного двигателя развитых стран - наука и экономика.

Недавно обнародованный проект стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года логично включает часть, посвященную науке. Ведь без нее невозможно представить процветание нашего региона. К сожалению, на мой взгляд, проект в таком виде имеет мало отношения к развитию этой самой науки. Ниже представлена конструктивная критика документа и даны предложения, которые, надеюсь, будут учтены.
Ошибки и неточности допущены при описании общей характеристики научно-инновационной сферы Сахалинской области. Так, авторы текста пишут о существовании в регионе подразделений РАН, что не соответствует действительности. Действуют научные организации и их филиалы, подведомственные Министерству науки и высшего образования РФ. А в список научных организаций авторы стратегии забыли включить сахалинский филиал ботанического сада-института ДВО РАН и сахалинский филиал ДВГИ ДВО РАН.
Неверно утверждение, что научно-исследовательские организации не получают гранты Российского научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). На самом деле в сахалинских научных организациях ежегодно несколько научных коллективов выигрывают инициативные гранты РФФИ. Один из таких грантов точно есть в сахалинском филиале ДВГИ ДВО РАН, где я работаю.
В стратегии говорится о "разработке комплексных научно-технических программ по освоению шельфа и технологиям добычи редкоземельных металлов (рений, титан, золото)". Однако ни один из перечисленных не является редкоземельным металлом.
Авторы проекта стратегии говорят о низких показателях публикационной и инновационной активности в регионе, и с ними нельзя не согласиться. Конечно, показатели нужно повышать, чтобы научный потенциал был хотя бы как минимум средним по стране.
Оторванность науки от реального сектора экономики — тоже правильный вывод. Однако это не значит, что нужно развивать только экономически востребованные направления науки. Как быть, например, с гуманитарными науками, которые напрямую в экономику не вписываются? То же лингвистическое направление очень актуально на фоне активного делового и культурного взаимодействия Сахалина и стран АТР.
А что делать с науками о Земле, которые изучают природные катаклизмы в регионе? Как без них минимизировать последствия высокой природной и техногенной опасности? И разве это не важно для социально-экономического развития островного субъекта?
Также не уделено внимание в стратегии информационным технологиям, а ведь цифровизация сегодня затрагивает все сферы деятельности.
Сильное удивление вызывают планы по созданию в регионе целых трех (!) научно-образовательных центров. Действительно, закон наделяет субъект правом их создавать, и это похвальная инициатива сахалинских чиновников.
Однако с количеством здесь явно перебор. На всю Россию к 2020 году планируется организовать всего 16 таких центров. Но в то, что три из них появятся на Сахалине, верится с трудом.
Сам по себе научно-образовательный центр не является юридическим лицом. Подобные центры создаются в стране, и они объединяют под своим крылом научные институты, университеты и десятки бизнес-компаний (вот пример). Здесь именно бизнес является ключевым, так как цель создания центра — получение новых технологий, которые были бы им востребованы. Именно малые и средние предприятия и будут двигателями экономики в регионе, пусть от них не такие огромные налоги, зато это новые рабочие места. Но этой, на мой практический взгляд, проблеме не уделено ни строчки. Всевозможные "точки кипения" и коворкинги — это не меры поддержки наукоемкого бизнеса и уж тем более самой науки.
По моему мнению, "научный" раздел стратегии нужно было начинать именно с бизнеса. Определить бизнес-миссию, то, что можно и нужно развивать на Сахалине, дать преференции для предпринимателей в этой сфере. А науке необходимо под страиваться под запросы бизнеса. Бизнес должен быть заинтересован в покупке новых (или более дешевых) и востребованных технологий, которые принесут компаниям новые контракты и прибыль.
Если на первом месте экономика, то она должна быть отражена в стратегии в виде цифр, понимания рынка и долгосрочного планирования. В проекте представлены цифры о текущем состоянии науки, показывающие, как все не очень хорошо. Каких показателей нужно достичь к 2035 году, остается тайной.
Поэтому такое направление, как экономическое планирование, также следует отнести к приоритетным направлениям науки для региона.
После того, как определены приоритетные направления науки, обговорены условия для развития наукоемкого бизнеса, обеспечены тем самым некоторые конкурентные преимущества местным компаниям, можно переходить к формированию научной и образовательной повестки.
Идем далее. Запланировано создание специального агентства по науке, которое займется вопросами научной политики, грантовой поддержки актуальных исследований. На мой взгляд, хорошая идея. Однако странно, что в стратегии уже и проекты обозначены, которые надо поддержать. Должна быть создана прозрачная и честная экспертиза проектов сторонними экспертами, которые отберут наиболее сильные и актуальные работы. Какие это будут проекты — покажут результаты конкурса. А выходит, что заинтересованные или приближенные организации уже поделили средства еще не существующего регионального научного фонда.
Вызывает вопросы и строительство студенческого городка. Сам по себе кампус не решит проблем с научно-инновационным потенциалом региона, а создаст лишь внешний облик. Хотя это не лишено смысла, внутренняя составляющая — научные кадры — отсутствует в проекте стратегии. Необходимо прописать разработку механизмов по привлечению и закреплению кадров с ведущих вузов страны (выпускников, аспирантов и т.д.). Для них следует предусмотреть меры поддержки: как подъемные, так и арендное жилье в реальном виде, а не через год или два после подачи документов.
Подводя итоги, можно сказать, что стратегию надо не просто дорабатывать и корректировать отдельные моменты, а существенно перерабатывать, а именно идти от главной бизнес-цели — экономического развития и повышения качества жизни населения. Наука должна быть элементом этого успешного развития в виде лабораторий, людей и инфраструктуры.
Научные организации нужно стимулировать на открытие новых лабораторий, а бизнес — на коммерциализацию новых технологий. И для научных лабораторий, и для бизнеса необходимо создать специальные условия, при этом требуя с них достижения определенных показателей. Если Сахалинский государственный университет выступит главным центром, где должны аккумулироваться новые лаборатории (что выглядит разумно, так как студенты будут вовлечены в научную деятельность), тогда нужно, чтобы заработали соответствующие гранты. Имеются в виду гранты, в которых прописаны специальные условия — на создание лабораторий или на привлечение в регион ученых международного уровня на длительное время, которые будут передавать свои знания. Следовательно, надо сразу решить вопрос с жильем для них. Тогда будет расти общий уровень науки региона. Только такие шаги через какое-то время принесут видимые результаты.
Алексей Коновалов, директор сахалинского филиала Дальневосточного геологического института ДВО РАН, к.ф.-м.н.


Таким образов автор указал на существенные доработки:

1. Цифровизации не будет, в плане ничего нет.
2. Инновации низкие, где решение?
3. Что делать с невостребованными секторами науки? Которые так или иначе нужно развивать.
4. Что с наукой о земле? Тектоника и т.д.
5. Всего в 2020 году планируется создать по всей России 16 научно-образовательных центров. 3 из которых у нас. Зачем так много на 1 город?
6. Все описано для крупных игроков рынка, для малого и среднего предпринимательства нихера в области наукоемкого бизнеса.
7. Создание преференций для заманивания бизнеса.
8. Автор удивляется, что в повестке указывается создание научного агентства, но и его проекты которые нужно поддержать. То бишь уже попилино всё?
9. Не стратегия, а туалетная бумага с хотелками. Отсутствуют числовые показатели результата сего плана. Отсутствие бизнес-цели в угоду граждан.

В начале года из всех инфор. агенств кричали как губернатор Сахалина Валерий Лимаренко цифровизацию подымать будет с колен, а у каждого на устах лишь желание дырку закупорит на асфальте.

Складывается ощущение, что Сахалин ждет лишь летающий мусоровоз.

Советую прочесть:

Алкаши и матершинники Сахалина

Мусорный зампред Сидоренко против губернатора Сахалина

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц