Найти тему
История других

Почему греки не могли сидеть с евреями за одним столом и во что это вылилось

Оглавление

Ранее мы разобрали, почему люди во все времена стремились к тому, чтобы ненавидеть непохожих на себя, а позднее затронули такой феномен как антисемитизм и выяснили, что большинство ученых относят его истоки к периоду возникновения христианства.

Однако все не так просто. Некоторые историки (например, Джон Г. Гагер и Пауло Фредриксен) находят антиеврейские настроения и в более ранних источниках, нежели в христианской теологии. Относятся эти древние письменные источники к греко-римскому миру.

Отметим, что многие встречи греков или же римлян с другими народами часто отражались в литературе того времени. Тогда это было в диковинку, этим хотелось делиться, записывать, удивляться другим культурам и, наверное, осуждать, не понимая, как можно жить иначе. Вспомним те же "Записки о Гальской войне" Юлия Цезаря, и как пренебрежительно он описывает германские племена с их низким уровнем культуры. Впрочем, вернемся к евреям.

В 333 году до н. э. Александр Македонский вторгается на Ближний Восток и в Средиземноморье. В эллинистический период, то есть в период преемников Македонского, греческая культура распространяется на этих территориях, и одним из народов, попавших под правление греков, оказываются евреи.

Карта эллинистических царств. 300 г. до н. э.
Карта эллинистических царств. 300 г. до н. э.

Вообще этот период характерен тем, что, благодаря завоеваниям огромных территорий, греки столкнулись с большим количеством новых народов и цивилизаций, которых греческий мир раньше никогда не видел и не знал. Конечно, у них это вызывало бурю эмоций и самый что ни на есть неподдельный интерес: чем же эти народы отличаются от нас, греков. В литературе появляется целый жанр этнографических описаний. Собственно, так греки и начали писать о евреях.

Евреи в описаниях греков

Начинается уничижительное восприятие евреев, как это ни странно, с еды. Вспомним, что евреи едят по кашеруту, а самым некошерным мясом является свинина. У греков же свинина в то время считалась самым заветным блюдом. То есть грек, он же человек принадлежащий к правящему народу, не может сидеть за одним столом с евреями. Конечно, это возмущало и, конечно, это отразилось во многих источниках того времени.

Эти представления о евреях как о народе, неспособном ладить с другими людьми, да еще и с каким-то странными, абсолютно непонятными эллинистическому миру, причудами сохраняется примерно до I века н. э.

Греко-римские писатели отмечали не только странные диетические представления евреев, а также их абсолютно варварский обычай делать обрезание, и в то время осуждаемую веру в единого Бога.

Это все усугубляется тем, что в древности предполагалось существование всех богов и одним из критериев вежливости являлось уважение к богами других людей. Евреи же не особо уважали пантеон богов греков и римлян, потому что сам еврейский Бог не особо их уважал. Монотеизм, как мы знаем, политеизм не поддерживает. В том мире такое отношение к богам считалось как минимум грубым.

Из этого мы получаем множество источников с описанием евреев как нелюдимых, странных, с непонятными или даже страшными обычаями, неуважительных к богам и закрытых от всего остального "цивилизованного" мира. Одним словом - "другие", которых, как мы выяснили, принято остерегаться, изолировать и ненавидеть. А еще особенность таких предрассудков в том, что они просто так не исчезают, а чаще всего передаются из поколения в поколение.

Сложно сказать, являются ли эти источники первой причиной антисемитизма в мире или же все началось с христианства. Однако разумным будет сделать вывод, что антиеврейские настроения уже существовали к периоду, когда христианство начало свое распространение и избрало евреев народом-богоубийцей, и одно здесь просто наслоилось на другое. Подробнее говорим о христианстве здесь.

Что почитать:

Лев Поляков. История антисемитизма.

Если владеете английским то вот несколько интересных статей и книг:

Gager, John G., The Origins of Anti-Semitism: Attitudes to Judaism in Pagan and Christian Antiquity

Gruen, Erich S, Cultural Identity in the Ancient Mediterranean

Stern, Menachem, Greek and Latin Authors on Jews and Judaism