Ранее мы разобрали, почему люди во все времена стремились к тому, чтобы ненавидеть непохожих на себя, а позднее затронули такой феномен как антисемитизм и выяснили, что большинство ученых относят его истоки к периоду возникновения христианства.
Однако все не так просто. Некоторые историки (например, Джон Г. Гагер и Пауло Фредриксен) находят антиеврейские настроения и в более ранних источниках, нежели в христианской теологии. Относятся эти древние письменные источники к греко-римскому миру.
Отметим, что многие встречи греков или же римлян с другими народами часто отражались в литературе того времени. Тогда это было в диковинку, этим хотелось делиться, записывать, удивляться другим культурам и, наверное, осуждать, не понимая, как можно жить иначе. Вспомним те же "Записки о Гальской войне" Юлия Цезаря, и как пренебрежительно он описывает германские племена с их низким уровнем культуры. Впрочем, вернемся к евреям.
В 333 году до н. э. Александр Македонский вторгается на Ближний Восток и в Средиземноморье. В эллинистический период, то есть в период преемников Македонского, греческая культура распространяется на этих территориях, и одним из народов, попавших под правление греков, оказываются евреи.
Вообще этот период характерен тем, что, благодаря завоеваниям огромных территорий, греки столкнулись с большим количеством новых народов и цивилизаций, которых греческий мир раньше никогда не видел и не знал. Конечно, у них это вызывало бурю эмоций и самый что ни на есть неподдельный интерес: чем же эти народы отличаются от нас, греков. В литературе появляется целый жанр этнографических описаний. Собственно, так греки и начали писать о евреях.
Евреи в описаниях греков
Начинается уничижительное восприятие евреев, как это ни странно, с еды. Вспомним, что евреи едят по кашеруту, а самым некошерным мясом является свинина. У греков же свинина в то время считалась самым заветным блюдом. То есть грек, он же человек принадлежащий к правящему народу, не может сидеть за одним столом с евреями. Конечно, это возмущало и, конечно, это отразилось во многих источниках того времени.
Эти представления о евреях как о народе, неспособном ладить с другими людьми, да еще и с каким-то странными, абсолютно непонятными эллинистическому миру, причудами сохраняется примерно до I века н. э.
Греко-римские писатели отмечали не только странные диетические представления евреев, а также их абсолютно варварский обычай делать обрезание, и в то время осуждаемую веру в единого Бога.
Это все усугубляется тем, что в древности предполагалось существование всех богов и одним из критериев вежливости являлось уважение к богами других людей. Евреи же не особо уважали пантеон богов греков и римлян, потому что сам еврейский Бог не особо их уважал. Монотеизм, как мы знаем, политеизм не поддерживает. В том мире такое отношение к богам считалось как минимум грубым.
Из этого мы получаем множество источников с описанием евреев как нелюдимых, странных, с непонятными или даже страшными обычаями, неуважительных к богам и закрытых от всего остального "цивилизованного" мира. Одним словом - "другие", которых, как мы выяснили, принято остерегаться, изолировать и ненавидеть. А еще особенность таких предрассудков в том, что они просто так не исчезают, а чаще всего передаются из поколения в поколение.
Сложно сказать, являются ли эти источники первой причиной антисемитизма в мире или же все началось с христианства. Однако разумным будет сделать вывод, что антиеврейские настроения уже существовали к периоду, когда христианство начало свое распространение и избрало евреев народом-богоубийцей, и одно здесь просто наслоилось на другое. Подробнее говорим о христианстве здесь.
Что почитать:
Лев Поляков. История антисемитизма.
Если владеете английским то вот несколько интересных статей и книг:
Gager, John G., The Origins of Anti-Semitism: Attitudes to Judaism in Pagan and Christian Antiquity
Gruen, Erich S, Cultural Identity in the Ancient Mediterranean
Stern, Menachem, Greek and Latin Authors on Jews and Judaism