5 место – фильм «Интервью с вампиром» 1994 г. (режиссер Нил Джордан), основанный на одноименном романе Энн Райс
Для меня «Интервью с вампиром» стал, наверное, самым первым знаковым фильмом, посвященным вампирской тематике. Невероятно звездный по нынешним меркам актерский состав (Брэд Питт, Том Круз, Кирстен Данст, Антонио Бандерас), впечатляющий бюджет, непривычно большой хронометраж (это сейчас мы закалены фильмами по три часа, а в 94-м 123 минуты воспринималось как огромная продолжительность). А главное – невероятно провокационный сюжет, полный вампиров, которые натурально питаются людьми (а не только делают вид), устраивают кровавые разборки между собой и не гнушаются ничем – даже создавать «вечных детей», т.е. обращать в вампиров малолетних.
Кстати линия новообращенной маленькой девочки Клодии (Кирстен Данст), на мой взгляд, одна из самых мощных и запоминающихся во всей картине: ее болезненное осознание собственной неизменности, вечности в детских платьицах вызывает искреннее сострадание, хотя, вообще-то, учитывая ее кровожадный нрав сочувствовать ей должно быть неохота.
Влюбленность Клодии в Луи – меланхоличного красавчика, еще не лишившегося до конца представлений о человечности и тщательно рефлексирующего любую кровавую сцену (Бред Питт) – полна взрослого отчаянья, а не детской требовательности.
Том Круз в роли кровожадного и беспринципного Лестата, сломленного по итогам не силами коварных соперников, но информатизацией и прогрессом, тоже огонь. Поверьте, что до пластической коррекции контура лица и фанатичной увлеченности саентологией, он был дюже как хорош.
Не стоит забывать и про Антонио Бандераса в роли 400-летнего Армана: невероятно магнетического вампира, под руководством которого целый театр вампиров – группа нежити, регулярно балующейся театральными постановками с реальными убийствами.
Литературной основой фильма выступает одноименный роман американской писательницы Энн Райс – первый том цикла «Вампирские хроники». Он впервые был издан еще в 1976 году, а общий его тираж составляет 8 млн копий. Экранизация и роман имеют определенные сюжетные отличия, но, в целом, их можно считать не критичными. Среди поклонников жанра принято очень высоко ставить Энн Райс и в целом позитивно оценивать ее вклад в вампироведение (или вампирлогию?). Однако лично на меня экранизация оказала более значительное влияние. В общем, если в один осенний вечер вам захочется посмотреть, как начиналась современная история вампирской тематики в киноиндустрии и как экранизировались первые вампирские бестселлеры, то вам отлично подойдет «Интервью с вампиром»: фильм, несмотря на четвертьвековой юбилей по-прежнему не выглядящий устаревшим, смешным или низкокачественным, а, напротив, способный дать сто очков вперед актуальным тематическим работам.