Найти в Дзене
Голоса в голове

Какими бывают методы саморазвития?

Оглавление

Сфера саморазвития включает в себя сотни и тысячи разных направлений, методов, инструментов, научных и не научных знаний, практик и традиций. В прошлой статье я описал основные форматы саморазвития.

В этой статье постараюсь дать более подробную классификацию (конечно, весьма условную), применяя которую вы сможете дать характеристику любым известным вам методам и выбрать подходящие для себя.

https://pixabay.com/images/id-516279/
https://pixabay.com/images/id-516279/

Характеристики методов

Каким может быть саморазвитие, на мой взгляд:

1. Индивидуальное или в группе.

В большинстве случаев очевидный критерий. При этом группа может быть не только оффлайн, но и онлайн. Индивидуально обучение может быть полностью самостоятельным или с наставником. Но в обоих случая оно происходит без общения с другими учениками.

2. С обращением к авторитетам или без них.

Есть люди, для которых авторитетов не существует. Они считают, что способны самостоятельно добиться всего в жизни и своими силами познать новые истины и применить их в жизни.

Другая категория людей обращается к носителям знаний и опыта напрямую или опосредованно (изучение книг, видеолекций, подкастов). /Признает важность обучения у тех, кто уже прошел подобный путь.

3. С погружением в отдельную среду или в естественной среде.

Развитие может происходить в специально созданных условиях (помещение, специально сформированный коллектив) или как практика обычной жизни. Во втором случае реализация новых знаний происходит непосредственно в личной жизни ученика в обычных ситуациях и отношениях.

4. Длительное спокойное или взрывное.

Работа над собой может быть методичной и постепенной. А может подразумевать резкие подъемы, падения, инсайты, озарения, трансформации, посвящения и другие способы резкого изменения мышления и внутреннего состояния.

https://pixabay.com/images/id-2421248/
https://pixabay.com/images/id-2421248/

5. Иллюзорное или реальное.

Щепетильный вопрос для искренних людей. Часто нам может казаться, что у нас есть какие-то успехи. Часто нам может казаться наоборот, что мы месяцами, годами стоим на месте. И ловушка ума в том, что не всегда мы можем самостоятельно оценить свой уровень в том или ином вопросе. В подобных случая нужны более объективные критерии (шкала мастерства, сравнение с эталоном и др.).

6. Комплексное или частичное.

Сейчас очень много тренингов и курсов, предлагающих развитие вполне конкретных навыков и способностей. И это развитие не всегда идет на пользу системе личности в целом.

Во все времена существовали традиции и подходы, предлагающие объемный взгляд на развитие разных сфер человеческой жизни. Часть из них разрабатывается научно.

7. Логичное или не логичное.

Подход к саморазвитию может быть обоснован определенной теорией, фактами, примерами, экспериментами. А может быть основан на личном эмпирическом опыте Мастера или разных гипотезах и идеях, подтвердить или опровергнуть которые очень сложно (например, в вопросах духовного развития).

https://pixabay.com/images/id-1894125/
https://pixabay.com/images/id-1894125/

8. Теистическое или атеистическое.

Концептуальный критерий и не всегда очевидный.

Сами методы могут предполагать наличие какого-то изначального создателя нашего мира и человечества и учитывать это в своей философии и практике. А могут исходить из эволюционной теории (например), научных знаниях без обозримого и предполагаемого участия неких высших сил.

При этом оба подхода могут быть системными, но основанными на разной логике и инструментах.

9. Осознанное или неосознанное.

Мы можем хотеть одного, а развивать другое. Нас могут заставлять меняться (люди, обстоятельства) или мы делаем выбор самостоятельно.

10. Измеримое или неизмеримое.

Есть методы, где результаты очевидны. А есть методы, результаты которых появляются далеко не сразу. Да и часто не видны самому практикующему. Развиваться этими способами несоизмеримо сложнее для нашего ума.

11. Глубинное или поверхностное.

Зависит от того на каком уровне внутреннего мира личности происходит работа.

12. Целенаправленное или потоковое.

Цель может быть поставлена. А может быть найдена или постоянно меняться в процессе. Или вообще фокус внимания будет не на цели, а на чем-то другом (например, текущем прогрессе).

Я описал довольно очевидные критерии для людей с опытом, по которым можно разделить большинство методов и практик саморазвития. Есть и другие критерии, но указанных для начала вполне достаточно.

В отличия разных направлений можно еще включить новизну, особенности целевой аудитории, задачи метода, его возможности и ограничения, затрагиваемые сферы жизни, способы распространения информации о нем, распределение ответственности за результат, степень законности, открытости для новых людей, риска неудачи и целый ряд других факторов.

Сделайте ревизию тех способов, которыми вы пользуетесь. Всегда ли вы понимаете, как именно вы развиваетесь? Проверяете ли насколько методы соответствуют вашим ожиданиям и представлениям о себе и мире?

Если говорить о самих методах, то их очень много. Сегодня каждый из них мы не вспомним. Наиболее интересным я буду посвящать отдельные статьи.