Найти тему
NEMSKI

Фильмы о ВУДУ. Часть вторая.

Кадр из фильма «Живи и дай умереть».
Кадр из фильма «Живи и дай умереть».

В экранизации романа Яна Флеминга о Джеймсе Бонде 1973 года «Живи и дай умереть» (реж. Гай Гамильтон), в отличии от романа, показана неудачная попытка связать вуду с Гаити. Дух вуду-барона Самеди, сыгранный Джеффри Холдером, сделал незабываемым его появление на экране и стал одним из самых знаковых персонажей вуду в кино.

В 1970-х годах появился новый жанр, известный как Blaxploitalion. Такие фильмы были продуктами белых писателей, студий и режиссеров, но показывали преимущественно афроамериканских актеров. Нацеливание на черную аудиторию начался с фильмов, которые в основном были сосредоточены на жестоких городских триллерах, но вскоре за ними последовали ужасы, а более конкретно вуду-ужас, включая «Кричи, Блакула, кричи» (1973, реж. Боб Келлджан) и «Шугар Хилл» (1974, реж. Пол Маслански). Вуду в «Кричи, Блакула, кричи» был представлен, чтобы добавить новый поворот к уже успешной франшизе. Фильм начинается с предполагаемой церемонии вуду, чтобы воскресить вампира и заканчивается куклой вуду, которую постоянно колют деревянным оружием, чтобы уничтожить его. В остальном сюжет имеет мало общего с вуду.

«Шугар Хилл» обеспечил более серьезную попытку вудуистского ужаса, потому что у писателя был острый интерес к Гаити. Этот фильм-рассказ о мести. После того, как ее жених убит, Диана «Шугар» Хилл просит барона Самеди о помощи, и дух поднимает армию мертвых, чтобы помочь ей. Куклы вуду также использовались для причинения боли и смерти. Это был первый из фильмов blaxploitalion, в котором были представлены зомби, но он попытался показать вуду менее эксплуататорским способом.

В 1980-х годах большие бюджетные инвестиции подняли профиль вуду и переместили эту тему в основное кино. Первым из этого нового поколения вуду-хоррора стал «Сердце Ангела» (1987).

Кадр из фильма «Сердце Ангела».
Кадр из фильма «Сердце Ангела».

Действие фильма разворачивается в 1955 году, и режиссер Алан Паркер безукоризненно воссоздал душную атмосферу Нового Орлеана. В основе сюжета лежит то, что Луи Сифре (Роберт Де Ниро) нанимает Гарри Ангела (Микки Рурк), чтобы найти музыканта по имени Джонни Фаворит, с которым у него есть контракт. Сюжетная линия проходит между Нью-Йорком и Новым Орлеаном и приводит к мощному, незабываемому концу. Фильм объединяет вуду и сатанизм на протяжении всего повествования, но они идентифицируются как отдельные элементы. Вуду в этом фильме является фоном, который был проработан весьма реалистично. Паркер отошел от клише, несмотря на основное повествование, сосредоточенное на персонаже, продающем свою душу дьяволу. В то время как большинство видят «Сердце Ангела» как фильм про вуду, содержание вуду является вторичным по отношению к сатанинскому элементу. Человеческое жертвоприношение и перенос души осуществляются сатанистами, а не вудуистстами.

«Змея и радуга» (1988, реж. Вэс Крэйвен) рассказывает историю ученого, расследующего загадочный случай гаитянского мужчины, который превратился в зомби.

Кадр из фильма «Змея и радуга».
Кадр из фильма «Змея и радуга».

Фильм, имеющий вольную трактовку научно-популярной книги с тем же названием. Крэйвен был вдохновлен жизнью человека по имени Клервиус Нарцисс. Нарцисс утверждал, что был отравлен, похоронен и воскрес как зомби, вернувшись к своей сбитой с толку семье 18 лет спустя.

В 1990-х годах включение вуду в фильмы стало более тонким, и религия стала использоваться как неотъемлемый элемент повествования жанров, отличных от ужасов. Как в «Пристанище Евы» (1997, реж. Каси Леммонс), так и в «Полночь в саду добра и зла» (1997, реж. Клинт Иствуд) вуду и худу не сенсационны. Они представлены как часть жизни персонажей. Эти фильмы сняты на американском Юге и изображают душную атмосферу регионов.

Кадр из фильма «Пристанище Евы».
Кадр из фильма «Пристанище Евы».

«Пристанище Евы» вымышлена и изображает сложности жизни; элемент вуду минимален, но дает представление о вере в южных сообществах.

«Полночь в саду добра и зла» была основана на реальной истории Джима Уильямса, который был обвинен в убийстве Билли Хэнсона.

Кадр из фильма «Полночь в саду добра и зла».
Кадр из фильма «Полночь в саду добра и зла».

В фильме фигурирует персонаж Минервы, заявленный как спиритуалист, которая выполняет кладбищенские ритуалы, лишенные сенсационности, когда-то связанной с такими практиками.

«Ключ от всех дверей» (2005, реж. Иэн Софтли).

Кадр из фильма «Ключ от всех дверей».
Кадр из фильма «Ключ от всех дверей».

Кейт Хадсон играет роль Кэролайн, медсестры хосписа в Луизиане, которая становится смотрителем дома на старой плантации и обнаруживает, что состояние ее больного пациента на самом деле является результатом злокачественного заклинания худу. Сюжет основан на идее, что двое бывших слуг дома, пара афроамериканских практиков худу, используют магию обмена телами, чтобы жить в телах ничего не подозревающих жертв. Обмен телами, как показывает фильм, имеет мало отношения к реальной магической практике худу.

ФИЛЬМЫ О ВУДУ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.