Часто мы совсем забываем о том, что вышивкой можно украшать не только предметы гардероба или быта. Иногда ее можно использовать совершенно неожиданно. Как, например, в Китайском дворце Ораниенбаума, который входит в дворцовый комплекс «Собственной дачи» Екатерины II.
Те из вас, кто там бывал, сразу догадались, о чем я хочу рассказать. Это уникальный Стеклярусный кабинет.
Понадобится небольшое предисловие.
Екатерина II начала строить Китайский дворец после дворцового переворота, уже будучи императрицей. Денег не жалела: архитектор (Антонио Ринальди), материалы, идеи - все было дорогое и самое лучшее. Она даже мастеров велела нанимать «с переплатой», что значило не торговаться и давать запрошенную цену.
Китайский дворец с самого начала не предназначался для жилья, сама хозяйка за все время посетила его лишь 48 раз. Одним из предназначений дворца была демонстрация богатства и пышности личной резиденции перед иностранными послами, которых приглашала сюда на обеды.
Дворец получился действительно великолепным! Екатерина называла его «своей драгоценной шкатулкой».
Так вот, один из уникальных во всех смыслах его интерьеров сохранил свою подлинную отделку до нашего времени, несмотря на частую смену владельцев, все войны и революцию. Это тот самый Стеклярусный кабинет. Такого нет ни в одном дворце Европы.
12 вышитых панно с сюжетами в китайском стиле украшают стены кабинета. На фоне всеобщего увлечения искусством Китая в то время интерьеры в таком стиле стали обязательными во дворцах.
Фон панно вышит стеклярусом. Это маленькие трубочки из непрозрачного стекла молочного цвета, которые нанизали на нитки. Длина стеклярусных трубочек зависит от рисунка - есть совсем маленькие, 2-сантиметровые, и более длинные, до 13 см.
Они были изготовлены специально для Стеклярусного кабинета императрицы на мозаичной фабрике Михаила Васильевича Ломоносова, которая находилась недалеко от Ораниенбаума, в селе Усть-Рудица.
Фабрика вообще заслуживает отдельного рассказа - стекло таких чистых оттенков и такого огромного ассортимента нигде больше не производили.
С фоном панно мы разобрались. А что же сама #вышивка?
Здесь тоже все интересно. Для нее использовали синель - нитки из шелка, которые были накручены на тонкую х/б основную нить (а иногда даже на тончайшую проволоку) с образованием небольшого ворса.
Это свойство нитей придавало вышивке объем и необычную бархатную фактуру. Сочетание фона, переливающегося холодным блеском стекла, и матовых ворсистых причудливых узоров - невиданных птиц, цветов и орнаментов, колокольчиков, бабочек - выглядело потрясающе!
В России в то время так не вышивали, поэтому специалисты долгое время считали, что работа была выполнена во Франции. Эту технологию разработали там в XVII веке и использовали в дворцовых интерьерах для изготовления огромных панно. Второе ее название - «французские обои».
Однако все 12 холстов были вышиты 9 нашими русскими вышивальщицами-златошвеями под руководством француженки, Мари де Шель. Мадам де Шель - это псевдоним французской актрисы, которая с труппой своего театра оказалась в России да так и осталась при дворе. Вот она-то и владела всеми секретами этого уникального мастерства.
Обучая мастериц, она и сама вышивала. Панно были изготовлены достаточно быстро, всего за 2 года (а какой объем!).
Конечно, все это реставрировалось. Со стеклярусом проще - помыли, почистили, укрепили провисшие нити, восполнили небольшие утраты. А вот вышивку пришлось отчищать от красочных наслоений.
Но реставраторы справились, и теперь любой желающий может полюбоваться на шедевр мирового искусства, занесенный в список памятников культуры ЮНЕСКО.
Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!
Больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу»