В поисках чего-то "этакого", я внезапно наткнулся на, определенно, сюрреалистическую смесь передового края HiFi и решений из "золотой эры" аудио.
Флагманская модель iHIFI1969 от китайской компании Xuelin (ранее знакомой мне по милому маленькому и недорогому iHIFI800 - первому прирученному к rockbox с ЦАПом ESS Sabre) настолько нетипична, насколько это вообще представимо в нише портативного аудио..
Несмотря на то, что сей "концепт" увидел свет еще в 2017 году, в сети обзоров и информации по нему довольно мало. Однако, задумка совмещения передового ЦАПа AK4495 с выхлопом на базе усилителя чистого класса А по схеме Джона Линсли-Худа 1969 года выглядит весьма забавно... Правда, в целях экономии аккумулятора было решено использовать самые простые OLED дисплейчики и обеспечить эффективный теплоотвод при помощи массивного оребренного корпуса, намекающего на дизайнерские изыски аудиоподелок прошлого столетия.
Антураж устройства выглядит монументально. Все эти ребрения, плавные грани и мелкие дисплейчики навевают сентиментальную тоску по золотой эре hi-fi, обнадеживая ожиданием теплого лампового звука..
С точки зрения дизайна аппарат мне определенно, нравится, чего не сказать о логике работы устройства и удобства эксплуатации. Кнопки управления всего 4: меню, (она же плей\пауза и выбор), < > кнопки навигации (которые дублирует энкодер, на экране воспроизведения исходно регулирующий громкость) и кнопка ESC(выход на уровень вверх или отмены)
Дополнительно есть переключатель ступенчатой аттеньюации (не очень ясно зачем необходимая, поскольку мощностью аппарат не сказать что сильно пугает), движок отключения второго дисплея (несущего чисто эстетическое удовольствие от наблюдения за спектроанализатором и ни для чего иного более не нужного) и кнопка отключения подсветки основного дисплея. Таковой качеством и информативностью не уступает (и не опережает) аналогичным параметрам небезызвестного Sansa Clip.
Все кнопки управления расположены с одного торца, плотно в ряд. Это достаточно симпатично в плане дизайна, но не особо эффективно в плане эргономики и удобства. По всей видимости, производитель предполагал скорее не карманное, а настольное расположение устройства (как на фото выше), на это намекает и расположение кнопок в ряд и горизонтально ориентированный дисплей спектроанализатора. Пользоваться устройством как портативным плеером по-просту не удобно, однако в силу максимальной упрощенности интерфейса это не так уж сильно бросается в глаза. С точки зрения включил-плоложил в карман и пошел, аппарат вполне можно использовать. Правда, функции автоматической смены папки воспроизведения тут не завезли, так что для перехода придется 1969 вынимать на божий свет.
Еще очень сильно напрягла работа релюшки системы MUTE. Ну, привычная нам логика работы - устранение хлопков при включении\выключении плеера - это понятно. Но зачем реле постоянно щелкать при каждой смене трека?? Для меня это оказалось необьяснимой загадкой... В итоге, gapless как такового в системе нет, поскольку задержка срабатывания реле съедает кусочек начала каждого трека.
Антураж...4 (как по мне, это самый продуманный в плане идеологии дизайна аппарат компании Xuelin)
Эргономика и функционал ...3 (плеер с функционалом на уровне Zishan и откровенно непродуманным по логике управлением)
2. Внутренний мир
iHIFI1969 создает впечатление откровенно странного устройства. Скорее всего, причиной послужило то, что маркетологи компании, вдруг, решили объединить уже разработанный ранее портативный усилитель с выхлопом по мотивам JLH с простейшим вариантом плеера в стиле Zishan.
Почему бы, как говорится, и нет? В итоге получилось то, что получилось..
Как видно по фото, плеер состоит из 2 независимых плат. На Г образной плате размещен усилительный модуль + энкодер и все кнопки, а на прямоугольной - непосредственно сам плеер и система питания устройства. И если плата плеера выглядит достаточно продуманной и технически верной (процессор Rockchip Nano D-L (как например в xduoo D3nano), почти флагманский ЦАП AK4495, ФНЧ на LME49990, нормальное двуполярное питание ОУ +-5в), то при переходе на плату усилительного модуля меняется категорически все.
Зачем-то, вместо того чтобы использовать аттеньюатор встроенный в чип ЦАПа, качественный звуковой сигнал с его выхода подается на чип регулировки громкости, работающий на однополярном питаниии! То есть - разделительные электролиты, причем, не единственные.
Дело в том, что ради какой-то непонятной цели, китайцы Xuelin решили не использовать уже готовое к использованию двуполярное напряжение для реализации современной продвинутой версии JH усилителя, а сгенерить отдельно повышенное примерно вдвое однополярное +9В для питания "идеологически верной"(?) версии выхлопа.
Отсюда горстка разделительных емкостей в тракте, ООС, а самое стремное - и на самом однотактном выходе! Емкости, пусть и достаточно высокие, номиналом 470мкф, но совсем "некошерные" для современного Hi-Fi решения.
Этот факт приводит к формированию на выходе устройства ФВЧ первого порядка, который для 16Омной нагрузки по расчету составит вроде бы и не сильно высокую частоту среза в 22Гц...Однако, субъективно, на слух срезание НЧ отчетливо заметно на любых наушниках, даже более высокоомных...Хочется задать вопрос - ЗАЧЕМ!? Но, очевидно, на него никто не даст ответа. Я могу предположить лишь, что у компании уже был готовый вариант усилителя с одно полярным питанием, и, не мудрствуя лукаво, к нему по-просту был прикручен разработанный совершенно отдельно и независимо модуль "плеера".
Следующей загадкой для меня стала реализация "балансного разьема 2.5мм". Как можно было осуществить "балансный" выход, если на плате невооруженным глазом видно всего 2 канала JLH?
Сия тайна великая есть!..
Подозреваю, что, возможно, на разьеме 2.5 мм реализован обычный, небалансный выход, в параллель 3.5мм гнезду, т.е "-" выходы наушников объединены и соединены с землей. Либо, балансный сигнал подается вообще "с иного места", не от каскадов JLH а, например от ОУ, распаянного снизу платы и не видимого снаружи... Для того чтобы подтвердить или опровергнуть эти версии, нужно полностью разобрать устройство, но мне, после знакомства с чудесами схемотехнической реализации iHIFI1969, стало просто неинтересно тратить время на этот процесс. Пусть это останется великой китайской тайной...
В общем и целом, плеер iHIFI1969 как с точки зрения пользовательского удобства, так и уровня качества звучания, меня разочаровал.
Ряд нелогичных схемотехнических решений, по-сути ничем, на мой взгляд, не обусловленных, приводит к деградации потенциально высокого качества звучания, которое он мог бы продемонстрировать (то, что выдает сам ЦАП AK4495). Я бы посоветовал владельцам, использующим сабж в качестве настольного источника для дома (а по сути, из-за своеобразной компоновки и габаритов, он именно под такое применение и рассчитан) попробовать вывести аудиосигнал на линейный выход, полностью минуя странную конструкцию выхлопа, напрямую с ОУ ФНЧ на плате плеера. Пока он еще является максимально качественным и незамутненным... Либо собраться с духом, извлечь полностью всю начинку из корпуса, перерисовать аккуратно схему и переделать питание выходного каскада на двуполярное (взяв за основу соответствующую модернизированную версию JLH от 1996), подав напряжения на плату усилителя со стабилизаторов платы плеера.