Найти в Дзене
Соблазн

Почему мы такие гадкие?

Веками человечество волновал важный вопрос: по природе мы добры и справедливы или же глубоко внутри мы злы, тщеславны, эгоистичны и мстительны? В этой статье вы познакомитесь с исследованиями, проведенными в поисках ответа на этот вопрос. Вы не увидите здесь отсылок к экспериментам Милгрэма, Зимбардо или Аша — эти исследования и слишком популярны и ровно настолько же противоречивы. Вместо этого мы отобрали десять других, менее известных, но также обнажающих темную сторону наших личностей. 1. Мы не считаем «чужаков» полноценными людьми На протяжении истории мы множество раз демонстрировали удивительную, почти патологическую жестокость по отношению друг к другу. Частично это можно объяснить тем, что мы склонны приписывать определенным группам людей (в особенности изгоям, отщепенцам и другим представителям группы с низким социальным статусом) меньше человеческих качеств — то есть дегуманизировать их. Яркий пример такого поведения описан в этом небольшом исследовании. Выяснилось, что
Оглавление

Веками человечество волновал важный вопрос: по природе мы добры и справедливы или же глубоко внутри мы злы, тщеславны, эгоистичны и мстительны? В этой статье вы познакомитесь с исследованиями, проведенными в поисках ответа на этот вопрос. Вы не увидите здесь отсылок к экспериментам Милгрэма, Зимбардо или Аша — эти исследования и слишком популярны и ровно настолько же противоречивы. Вместо этого мы отобрали десять других, менее известных, но также обнажающих темную сторону наших личностей.

1. Мы не считаем «чужаков» полноценными людьми

На протяжении истории мы множество раз демонстрировали удивительную, почти патологическую жестокость по отношению друг к другу. Частично это можно объяснить тем, что мы склонны приписывать определенным группам людей (в особенности изгоям, отщепенцам и другим представителям группы с низким социальным статусом) меньше человеческих качеств — то есть дегуманизировать их.

Яркий пример такого поведения описан в этом небольшом исследовании. Выяснилось, что мозг студентов – участников эксперимента менее активно отзывался на изображения бездомных людей или наркоманов по сравнению с изображениями людей более высокого статуса. Последующие исследования также продемонстрировали, что люди в принципе меньше сострадают представителям меньшинств.

Были и исследования, показавшие яркие примеры дегуманизации. Например, противники иммиграции арабов и сторонники антитеррористической политики были склонны считать арабов и мусульман менее развитыми, чем среднестатистический человек.

Кроме того, есть свидетельства дегуманизации пожилых людей молодыми, а также пьяных женщин (как мужчинами, так самими и женщинами).

Тенденция к дегуманизации проявляется довольно рано: дети пяти лет приписывают меньше человеческих качеств лицам другой группы (например, другого пола или живущим в другом городе).

2. Даже в четыре года мы могли испытывать злорадство

Милые детишки кажутся нам невинными существами без единой злой мысли. Однако многие исследования показывают, что даже маленькие дети способны испытывать вполне взрослые и неприятные эмоции.

К примеру, вот это исследование 2013 года продемонстрировало, что четырехлетние дети могут злорадствовать — то есть получать некоторую долю удовольствия от неудач другого человека (особенно когда им казалось, что объект злорадства этого заслуживает).

Еще одно исследование обнаружило, что шестилетние дети предпочтут посмотреть, как бьют куклу в образе злодея, чем получить наклейки. Да, и попрощайтесь с привычной мыслью о детской доброте: к трем годам они уже прекрасно помнят, кто и сколько им должен.

3. Мы верим, что угнетенные «сами виноваты»

Наша вера в справедливость мироустройства невероятно сильна. Поэтому мы склонны считать, что бедные и угнетенные слои населения заслуживают своей судьбы.

Возможно, это своеобразное выражение не слишком удачной интерпретации идеи кармы, которая прослеживается во многих мировых религиях: мы верим, что добро вознаграждается, а зло карается; если человек оказался в плохих условиях, значит, он наказан за плохие поступки.

Нужно сказать, что подобные убеждения прослеживаются уже в возрасте четырех лет. Последствия нашей непоколебимой веры в справедливый мир впервые продемонстрировало уже ставшее классическим исследованиеМелвина Лернера и Кэролайн Симмонс. В их версии эксперимента Милгрэма испытуемые-женщины наблюдали за тем, как героиню эксперимента за неправильные ответы наказывали электрическим током. После этого испытуемые были склонны приписывать негативные черты героине, подвергавшейся наказаниям.

Со времен этого знаменитого эксперимента проводились и другие исследования, показывающие нашу готовность обвинить нищих, жертв насилия и ВИЧ-инфицированных в собственном положении — просто для сохранения веры в справедливый мир. Кстати, по этой же причине у нас несколько восторженный взгляд на людей с высоким уровнем дохода.

4. Мы слишком категоричны и безапелляционны

Дело не в том, что мы злые и жестокие: скорее, мы зашорены и консервативны. Если бы мы обладали рациональным и открытым сознанием, для избавления от ошибочных суждений нам было бы достаточно сухих фактов. Но мы, увы, устроены не так.

Классическое исследование 1967 года показало, как участники эксперимента запросто обходили вниманием факты, говорящие не в пользу их позиции, зато с особым рвением обсуждали факты, подтверждающие их взгляды.

Частично такое поведение обусловлено тем, что противоречащая нашему мировоззрению информация нарушает наше чувство целостности. Ну и вишенка на этом торте — наша необоснованная уверенность в том, что мы понимаем происходящее вокруг. Поскольку мы считаем собственное мнение самым правильным, это только отдаляет нас от рационального познания мира.