Многие православные в России не понимают что это за такая архиепископия русских приходов, откуда она взялась и зачем ее принимать. Кратко и по делу разъясняю.
После революции 1917 года многие подданные переставшей существовать Российской Империи решили не защищать свою веру, Церковь и страну на Родине и подались туда где потише. В частности потише было в Европе. Переехав во Францию-Испанию-Португалию-Италию и прочие страны новой Европы, наши благочестивые предки-эмигранты не стали изменять русской религиозной традиции и продолжили исповедовать православное христианство. Но вот беда, православных храмов в католической Европе почти что и не было. Тогда тут как тут оказался Константинопольский патриархат, который согласился взять под свое окормление православных русскоязычных эмигрантов из России. Стали организовываться общины, создаваться приходы, строиться храмы. Так и образовалась Архиепископия русских Церквей в Западной Европе. В отличие от более поздней РПЦЗ (Русской Православной Цекрви Заграницей), Архиепископия русских Церквей в Западной Европе никогда не противопоставляла себя РПЦ МП (Собственно Русской Церкви), а существовала как бы параллельно, всегда находилась в Евхаристическом общении с ней. Но подчинялась Вселенскому Патриарху, находясь в его юрисдикции. Потомки эмигрантов, особенно к настоящему времени, уже перестали быть в полном смысле русскоязычными, поскольку ассимиляция была неизбежна. Во многих приходах так называемой Русской Архиепископии уже давно совершаются богослужения на национальных языках, хотя значимая часть прихожан по прежнему ассоциирует себя с русской культурой и русской религиозной традицией. Причины нынешнего присоединения Архиепископии русских Церквей в Западной Европе к собственно РПЦ состоят в банальной безвыходности из ситуации непринятия клириками и мирянами первой позиции Константинопольского Патриархата по украинскому вопросу. Как следствие - отказа от нахождения в юрисдикции Константинополя. Хорошо или плохо это присоединение покажет время. С одной стороны фактическое число точек реального присутствия РПЦ в Европе увеличивается на величину присоединенных приходов. С другой стороны в Европе действуют теперь целых три по факту независимых ветви Русской Церкви, которые лишь фиктивно составляют единое целое. Это вновь принятые приходы Архиепископии русских Церквей в Западной Европе, епархии и приходы Русской Православной Церкви Заграницей и собственно Патриаршие приходы и епархии и приходы РПЦ МП за рубежом. Отсутсвие внятной системы административного и управленческого взаимодействия между ними, консолидации усилий вопросах миссии, реализации социальных и общественно-значимых проектов с церковным участием, а часто просто самое настоящее безмолвное противостояние в борьбе за русскоязычную паству, все еще имеет место. Будем надеяться что со временем границы церковно-политической бюрократии будут стерты и православие в Европе будет единым организмом, как то и должно быть в соответствии с многовековой традицией христианства.