Найти тему

5 книг в назидание юношества

С Онегиным все понятно, Печорина объяснят в школе, Ростову очередной раз экранизируют. Но 19 век далек и не вернешь, а сегодняшняя молодежь жаждет новых героев. Итак, что можно почитать в юности, чтобы более трезво оценивать современную ситуацию вокруг.

1. Теодор Драйзер «Гений»

В поддержку обманутых жён какими только словами не называют ловеласов, живущих на две семьи. Здесь и "подлец", и "бессовестный" и "говно в проруби". Но Драйзер пошёл дальше и написал роман "Гений", в котором оправдывает героя.

https://pixabay.com
https://pixabay.com

Книга (которая является практически автобиографичной) рассказывает о художнике, который очень любит женщин, но эта любовь не мешает ему достигать общественного успеха. Более того, по сюжету, герой несколько раз «сильно любит», несколько раз «сильно поднимается» и, как уже понятно, несколько раз разоряется. От тех, кто читал другие романы Драйзера не скроется тот факт, что старина Тео откровенно повторяется и многие эпизоды дублирует. Но это такая мелочь, что настоящий ценитель реализма и американской литературы только похвалит себя за внимательность.

Есть в романе и новшество, как и для самого писателя, так и для сюжета классического романа того времени: это отношение к браку (сам писатель закатывал глаза и цокал языком, когда слышал "одна любовь, один брак"). В своём герое он и воплотил эту идею: жить вместе, пока любишь. В конце концов, сам герой влюбляется не столько в женщин, сколько в идеал женщины.

Другая ценность романа это жена героя. Женщина очень консервативная, но безумно любящая. Опять же, люди которые хорошо знакомы с судьбами наших отечественных литераторов приятно удивятся, насколько схожи типажи героини, реальной супруги Драйзера, супруги Достоевского и etc.

Вообще, книга стоящая. Она не про то, что есть мужчины влюбчивые, а есть женщины преданные. Она про то, что есть мужчины влюбчивые, и с этим можно или смириться, или расходиться. Переделать никого нельзя. Можно поменять своё отношение. Или самого человека

2. Джейн Остин «Гордость и предубеждение»

Сделать замечание объемной тетки, которая лезет без очереди вперёд, мешают два чувства: суеверие, что сразу становишься похож на неё и страх, что можешь ставить инициатором драки, которой не планировал. Название этим двум состояниям дала Джейн Остин назвав роман "Гордость и предубеждение".

https://pixabay.com
https://pixabay.com

Роман, вышедший в начале XIX века, займёт достойное место в сердце того, кто считает "Унесённые ветром" шедевром и повизгивает, слыша имя Бриджит Джонс.

Итак, в семье 5 девчонок: одна мудрая, другая своевольная, третья нудная, другая распутная и последняя ещё неизвестно какая. И на протяжении книги каждая обретает свою судьбу. Если о ком-то говорится в пару абзацев, то на судьбах двух первых сюжет и строится.

Одним словом, это сказка, где богатый и благородный любит бедную красавицу.

На нас, современных людей, для которых богатый всегда ощущается как образ наркомана в вязанной шапочке что-то кричащий из люка Ферраре, сюжет, вряд ли, произведёт впечатление. Потому что абсолютно не каждая приличная девушка обретает счастье. Наверно, даже наоборот: надо иметь какую-то "червоточинку", чтоб счастливо не только выйти, но и остаться в браке. Поэтому, все эти книги, смело можно маркировать знаком "18+", чтоб не смущали юное поколение поиском идеального. Ведь идеальный мужчина как полная луна в ночи. Бывает несколько раз в год, и то после ̶с̶к̶а̶н̶д̶а̶л̶а̶ смены фазы. А все остальное время- хорошо, если рядом обыкновенный человек, который умеет копать картошку и иногда мыть посуду.

3.Джон Апдайк «Кролик, беги»

Русское слово «ох**л» может иметь совершенно разные значения. Разбег от «обескуражен в гневе» до «восхищён без крайности». Чтоб понять мысль оратора, нужно знать контекст. Так и со словом “run”. Здесь и «действовать», и «сбежать» и просто «направление». Роман американского автора Джона Апдайк перевели как «Кролик, беги». Но «run» это целая философия.

https://pixabay.com
https://pixabay.com

В центре сюжета 26-летний парень («Кролик») устаёт от семейной жизни, задумывается о том, что жизнь проходит и надо выразить себя - и сбегает от жены и детей. Встречает другую женщину, восхищается ей, а потом возвращается домой. Потом опять убегает. Одним словом, обыкновенная бытовуха 21 века.

Вообще, эту книгу я бы включила в школьную программу. Не смотря на более сложные идеи, типа, кальвинизма (предопределение, что человек заведомо либо «добрый», либо «злой») или мысли о священности брака, роман открывает очень хороший момент: не повзрослевшего взрослого. Это мужчина, который видит себя глазами своей матери. У него впереди вся жизнь, он знает, что достоин лучшего и что это лучшее само к нему придёт, а он никому ничего не должен. Проблемы в семье - жена виновата. Не нравится работа - просто он умнее начальника. Поменять что-то он не способен. Его цель - просто нравится. Он - кролик. Милое, трусливое животное.

Самое ужасное в таких людях это их обаяние. Кажется, что их влюбленности, лёгкость, простота - дар свыше. И может пройти ни один год перед осознанием, что все эти «перекаты-переезды» и разводы это не стремление улучшить жизнь, а просто бегство от проблем. Но мама говорит, что он хороший. И плохо не то, что говорит мать, а то что он верит.

4. Лион Фейхтвангер «Успех»

Успешность- главный критерий оценки сегодняшнего человека. Понятие сильно сопряжено с профессиональным и карьерным поприщем, т.к. под «успешностью» мы понимаем востребованность и достаток. Мы можем сказать «успешный бизнесмен», но не можем сказать «успешная проститутка». Грань между успехом и неуспехом проанализировал Лион Фейхтвангер в своём одноименном романе.

https://pixabay.com
https://pixabay.com

«Успех» это книга, конечно, для расстроенных и огорченных. Ибо после неё понимаешь, что были времена и похуже русского межсезонья в провинции. Так, в 30 гг ХХ века в Германии за какую-то ерунду сажают в тюрьму знаменитого деятеля культуры, а помочь ему - выйти на свободу - никто не может. Потому что, во- первых, в стране свои проблемы и погружаться в судьбу одного частного случая никому не хочется, а, во-вторых, выпустить на свободу, это все равно, что признаться в собственной ошибке. И жизнь одного человека, со своими мечтами и достижениями, становится просто пешкой на шахматной доске между властью и их оппозиционерами.
Успешный культуролог сидит, успешный адвокат защищает интересы, успешная женщина пытается помочь. Только результата ноль. А к власти приходят полуграмотные нацисты. Все бы это было здорово, если бы не было так современно.
Если представить патрон, медленно летящий вперед, но у которого нет «дна», то этот патрон будет оставлять за собой дорожку пороха. До цели долетит только гильза. И эта опустошенная гильза - символ успеха, а дорожка из пороха - все то, что потерял человек ради своей цели. Ведь за любой историей приобретения, всегда есть сноска и о потерях. Так что успех это, прежде всего, успеть понять, что надо именно тебе.

5. И.С. Тургенев «Рудин»

Очень различен склад ума у гуманитария и математика. Гуманитарий в любом явлении видит идею, а математик суть. Например, смотрят оба типа интервью с каким-нибудь артистом, который славит Америку, ругает родину, рассуждает о политике и предлагает переделать социальную реформу Швейцарии. Математик сразу скажет: «вот, трепло!». А гуманитарий лишь печально выдохнет: «Рудин!..».

https://pixabay.com
https://pixabay.com

Роман Тургенева «Рудин», на мой взгляд, один из лучших романов русской литературы. Вообще, Тургенева обязательно надо читать после всех этих современных нетленочек в 600-700 страниц, чтобы понять как надо писать. Без воды, без суеты, без рассуждений. Оцените фразу:

«Она сидела не шевелясь; ей казалось, что какие-то темные волны без плеска сомкнулись над ее головой и она шла ко дну, застывая и немея»

И поняв мысль, везде где увидите как какой-нибудь писатель роняет «она была в оцепенении» или «в смятении»- знайте, этот автор посредственность.

Напоминаю сюжет: Рудин приезжает в деревню, красиво говорит о свободе, о любви, о семье и все дамы от него в восторге. Самая молодая влюбляется и у них завязывается роман. Мать против, но девушка решилась. На что Рудин отвечает «в смысле бежать? Из дома бежать? Бежать, где обед по расписанию?». Эту сцену на Авдюхином пруду надо давать на заучивание юным девичьем сердцам и лишить хлеба, пока не начнут понимать всей сути. Говорить и заменять дело разговором - проблема не только героя.

Так почему же, все эти милые, добрые, начитанные люди так бесят среднестатистического обывателя? Потому что Рудины знают как правильно солить помидоры, как надо правильно воспитывать детей, как надо есть, что надо готовить и говорят, что могут рассказать о жизни все. А сами не могут. Своего опыта у них нет. Их позиция - смотрю со стороны. У них, конечно, и ошибок в жизни минимум, потому что и жизни-то самой, своей собственной, тоже нет.