Найти тему
Mixed Arts

«К звездам» с Брэдом Питтом: стоит ли смотреть фильм?

Брэд Питт в фильме «К звездам». Фото: outnow.ch
Брэд Питт в фильме «К звездам». Фото: outnow.ch

Медитативная фантастическая драма, замаскированная под триллер: не фильм, а погружение в бездны соляриса в голове мужчин в униформе

Текст: Александр Кондуков

Спасибо Сент-Экзюпери за то, что каждый второй космонавт в современном кино — это своеобразный маленький принц в модной униформе. Герои такого плана идут на борт корабля как на плаху и даже если и являются учеными-исследователями, в критической ситуации где-то в невесомости с радостью пырнут вас отверткой. Как раз таков Рой Макбрайд из медленного и тягучего фильма Джеймса Грея «К звездам».

В зрелые годы Рой, который постоянно сбегает в космос от крупной и всей такой плавной жены (Лив Тайлер), сталкивается с необходимостью найти пропавшего отца — буйного шизофорена-исследователя, который увел к Нептуну целый орбитальный комплекс под названием «Проект Лима», да там, в общем-то и пропал.

Теперь из зоны исчезновения старшего Макбрайда поступают некие энергетические выхлопы, которые уже убили 40 тысяч человек, а дальше, вполне вероятно, последует нечто еще более ужасное.

Джеймс Грей — это режиссер-марионетка в руках Брэда Питта. Он давно работает на компанию актера Plan B и снимает высокодуховное жанровое кино. «К звездам» не исключение — это неплохой фильм с мутной и неубедительной научной частью. Из-за того, что космическая составляющая недодумана (ну какой смысл тормозить у Нептуна, раз можно прокатиться еще куда-то дальше, например), упор сделан на похоронные настроения (их озвучивает композитор Макс Рихтер). Питт и Грей довольно удачно отправляют на тот свет образ рефлексирующего космического ковбоя, который пытается себя контролировать, но на деле остается бешеным приматом, готовым разорвать все что угодно на пути.

В кино сейчас не такой широкий выбор картин, чтобы пропускать Брэда Питта в скафандре, так что мы вдобавок к вашему смутному желанию посмотреть «К звездам» нашли еще шесть причин, по которым это можно сделать. Оцените их, проскочив через музыкальную паузу Макса Рихтера.

1. Космические ковбои. Ветераны Томми Ли Джонс и Дональд Сазерленд в этой картине в целом абсолютно лишние, но они осуществляют ценную связь между лентой Грея и другими художественными высказываниями про космолетчиков — с теми же «Космическими ковбоями» Клинта Иствуда, благо развенчанию ура-патриотического пафоса освоения космоса и изображению перспективы научного тупика фильм тоже посвящен. Джонс и Сазерленд — старые как бивни мамонта, им все равно, где они снимаются, и по картине Грея это в целом очень даже заметно.

2. Музейное настроение. Невесомость — состояние, которое увлекает Грея. И люди, находящиеся в положении эмбриона, напоминают уродцев в колбах из биологического музея. Это идеальное настроение для созерцательного чилла, который изредка разбавляется странным экшеном. Например, не очень понятной погоней с пиратами по поверхности Луны, напоминающих сафари-выезд на багги.

3. Малый эмоциональный градус. Несмотря на несколько бравурных эпизодов «К звездам» практически лишена обычного для космических фильмов пафоса. Вялотекущесть и масса глупостей, произнесенных вслух, в целом очень напоминают реальную жизнь людей в форме, которые — как и охранники в баре, например — слишком долго ждут момента, чтобы проявить свою силу, а потом начинают все крушить, как слоны в посудной лавке. Макбрайд, лишающий жизни невинных людей, — из той же оперы.

4. Издевательский product placement. Компания, занимающаяся космическими исследованиями, называется SpaceCom, перевозчиком, кажется, вообще являются наследники Virgin — все это намекает на вредительскую миссию корпораций, которые постоянно соревнуются между собой и делают массу лишних движений. Голливудские студии, надо сказать, тоже вполне, укладываются в этот фекальный ряд.

5. Идеальный способ решения мужских вопросов. Мужские журналы порядком испоганены разнообразными «правилами жизни» и никчемными интервью, в которых альфа-самцы пытаются выдавить из себя что-то умное или хотя бы странненькое. Питт и Грей вообще не пытаются ни на какие вопросы (типа «Кто мы?», «Зачем мы здесь?», «Что вообще происходит?») отвечать, и подталкивают зрителя к тому, чтобы он понаблюдал, что происходит, когда человек начинает параноидально следить за своим состоянием и пульсом, а футуристический супер-ЗОЖ, тем временем, делает из него бомбу замедленного действия. И если такого человека разорвет от собственной внутренней важности, — это еще не самый худший исход для космического путешествия к звездам.