Найти в Дзене

Что будет делать чеховская "попрыгунья" после смерти мужа?

Вот идет тут фильм «Попрыгунья». Все-таки Чехов эту Ольгу Ивановну как-то неправильно описал. Или критика у нас ее весьма примитивно подавала. А вот я ее хорошо понимаю. Потому что во многом похожа на меня.

Во-первых, это классическая гиперфункционалка, которая умеет как бы все, но понемногу. И рисует, и поет, и играет, хорошо, со способностями, но на высоком уровне ничего. Я такая же: маленько спортом занималась, маленько пела, маленько сочиняла, вроде бы все неплохо, но ничего по-настоящему. Как раз такие люди, которые остановились «на пороге искусства», часто становятся самыми преданными его слугами. Вот и Ольга Ивановна стала преданным слугой искусства. Она ведь не для себя собирает этих знаменитостей, она мечтает «угостить» ими других. В книге и в фильме у нее как бы нет никакого дела, а ведь она очень увлеченный человек. Она создает свой салон, она обожает искусство и делает для него что может. И у нее все получается: салон интересный, люди ходят, атмосфера очень хорошая. Чехов хорошо умеет описать холод и скуку в светских тусовках. А вот у нее все хорошо. Мне в детстве всегда хотелось так же.

Да, она совсем далека от реальности. Мужа не ценит потому, что не любит. Если бы была влюблена в него, то и в его дело бы точно так же влюбилась. Обожала бы его больных и сама бы к ним пешком топала, как с художниками на Волгу. Ей же главное – быть ближе к тому, что она обожает.

Люди искусства для нее – космос, к которому хочется прикоснуться и который не дан ей самой. Она же здраво оценивает свои способности. Как и я. Для меня спортивная журналистика – возможность что-то сделать для спорта, где я сама не состоялась, но который с детства обожала. А уж соприкоснуться с какой-то интересной знаменитостью для меня – это вообще ура! И других познакомить по мере возможности: посмотрите, какой он замечательный! Или она.

Ольга Ивановна тоже абы кого не приглашает, она же не тащится по политикам или богачам! У нее именно таланты, люди искусства, настоящие. И она отдает им должное, не выпячивая сильно свои скромные способности. Но ей тоже так хочется быть к ним как-то ближе! Этюды рисует… Одобрения ждет, но критику принимает. Она молодец в целом.

И она все правильно делает: сама принимает решение порвать с Рябовским, уехать. С мужем живет ровно, отдает ему должное, ласкается. У нее не возникло отвращения к нему, как у Анны Карениной, потому что она сама прекрасно понимает, что натворила. И хочет жить с ним хорошо, и восхищается его великодушием. Ей стыдно, потому он ее и гнетет.

А Рябовский еще и мочит еще! Облажал ее работу, что «слащавую женскую головку» нарисовала. Нашел с кем воевать – с бабой! Сидят и ссорятся за столом при всех, кошмар. У обоих крышу рвет. Он-то тоже из-за нее, видать, нервничает. Дразнит, говорит, что к другой бабе пошел, когда уходит. Издевается над ней! А она рыдает громко в прихожей, и плевать, что все слышат, когда внутри все разрывается. Кошмар, нельзя так. Что он за садист… Но это опять же люди искусства, их понять невозможно. Или принимаем, или нет.

Вот идет сцена на Волге, когда Рябовский захандрил и ничего не хочет.

«Ну, поклянитесь, что Вы меня еще любите!» - говорит она, в кино это все пафосно, отвратно, наигранно. А в жизни в такие моменты кажется – что угодно сейчас отдашь за ласковое слово, лишь бы увидеть его таким, как обычно. Не понимаешь, что происходит, почему он такой? Хмурый, недовольный, я что-то не так сделала? У него искусство страдает, а она в панике, думает, что-то не так сделала… Тоже знакомо. «Если что-то происходит – это не обязательно и-за тебя!»

«Вот бы хорошо: он вернется, а я уже мертвая!» - я тоже так мечтала. Мечтала, вот бы в аварию попасть. Когда попала – даже обрадовалась. Мне сильно не хватало внимания. Другие живут и ничего, а для меня была катастрофа.

Вот сцена, где Рябовский написал прекрасную картину, а она ревнует. Вроде бы глупость несет, но ведь это говорит о ее тонком чутье в живописи. Она могла бы стать покровительницей искусства, меценатом, создателем какой-то галереи. Общительная, дружелюбная, красавица – скорее всего, это и была бы для нее идеальная роль. И наверняка у нее и была такая мечта. Вот только денежек для такой мечты… тю-тю 😞

Ольга Иванова понятия не имеет, как денежки достаются, думает, что легко, чтобы их добыть, надо хорошенько мужа поднапрячь! У людей по-разному любовь проявляется. Все влюбленные маленько сумасшедшие и жестокие. Она из-за своей любви к искусству совсем на мужа забила. Любовь вообще жестока.

И ее «прозевала!» в конце – это не просто огорчение, что она потеряла – ах! – знаменитость. До нее просто доперло, с каким человеком она жила. У нее осознание и удар: что же она натворила. И ничего уже не вернуть. Вот кого поддержать надо было, обожать и чью жизнь устраивать! Это же подвиг, как он мальчика спасал. Дошло...

Чехов над ее осознанием как будто посмеялся, а ведь это трагедия. До нее ведь все дошло: что она сделала со своей жизнью и мужа. Бросила на алтарь… чего?!

- Какая я страшная! Гадкая!

Люди после таких ударов и осознаний нередко меняются. Может, она какой-то благотворительностью решит заняться? В память о муже, которого всю жизнь любить теперь будет. Знакомства у нее есть, народ ее знает, любит, небось пожалеет, поддержит. Все равно она непонятно на что жить будет, чем-то придется заниматься. С ее-то энергией все должно получиться.

Вот так примерно.