(начало здесь)
Когда отдельные эпизоды фильма снимаются на улицах города, тем более такого огромного, как Москва, режиссер редко следит за географической достоверностью. Для режиссёра главное – картинка, фон. Те, кто не знают города, в котором происходит съемка, в общем-то без разницы. Но жители города, хорошо его знающие, при просмотре порой испытывают диссонанс. Например, герои идут по какой-то улица, заворачивают за угол и… оказываются за много километров от этой улицы. Это нормально. Так сказать, будни кинопроизводства. Но всё равно бывает забавно. Для примера можно проследить за перемещениями по москве главных героев фильма «Я шагаю по Москве».
Знакомство двух главных героев – Володи Ермакова (в исполнении Алексея Локтева) и Коли (в исполнении Никиты Михалкова) произошло в вагоне метро. Володя спрашивает, как проехать к «Строительному переулку». В Москве нет такого переулка (есть Строительный проезд), но в данном случае это не существенно. Более существенно, что Коля живёт в районе Арбата и берётся показать Володе, как попасть к искомому переулку.
Два героя выходят из метро и оказываются…
…на Чистых прудах. Вернее, строго говоря, возле Чистого пруда, который расположен недалеко от метро «Чистые пруды».
По ходу фильма Коля возвращается с ночной смены домой. Живёт он в районе Арбата. Так какого лешего его понесло на Чистые пруды? Ехать на метро на Арбат через Чистые пруды (причём на Чистых прудах герои выходят на поверхность, а не просто используют их, как пересадочную станцию), это примерно как из Москвы ехать в Тулу через Ярославль.
Для наглядности:
От той точки, по которой новые приятели идут (Чистые пруды) до той точки, где находится дом Коли по прямой – 3,5 км. Спора нет, солнечным летним днём приятно прогуляться пешком от Чистых прудов до Арбата. Но только не в том случае, если ты возвращаешься домой после ночной смены и мечтаешь скорее лечь спать. Тем более, это по прямой 3,5 км, а если идти, соизмеряясь с реальными изгибами московских улиц, то получится гораздо длиннее.
Режиссёру захотелось снять очередную сцену на фоне живописного пруда и он так и делает, не интересуясь географической реальностью. Фильм от этого хуже не становится. Но у знатоков Москвы возникает пространственно-географический диссонанс.
Кстати, ещё о деталях.
Очень стильные аппараты «Газированной воды». Красиво. Позднее, в 70-х, а особенно в 80-х, аппараты газированной воды были довольно унылые.
В итоге приятели дошли до дома, где живёт Коля. Вот кадры этого момента в фильме.
Несмотря на то, что в целом ясно, где они идут – они двигаются от высотки МИД СССР – навскидку сейчас не так просто идентифицировать какой-либо арбатский переулок с этим местом. А снят этот фрагмент в Кривоарбатском переулке.
Это примерно тоже место, только МИД уже РФ. Ракурс немного другой, но герои вмонтированы примерно на том месте, на котором они показаны в фильме.
Вот так это место выглядит сегодня. Впрочем, так оно стало выглядеть уже в 70-х. Там был построен новый корпус «ЦКовской больницы», т.е. больницы для высших партийных и государственных советских бонз, а не для «рядовых граждан». Дом Коли давно снесён. Опять же героев вмонтированы, подходящими к дому, которого уже нет. Для рельефности, так сказать.
Вот они стоят возле дома Коли.
Вот это место, правда немного с другого ракурса. Приятели прощаются примерно там, где сейчас стоит серебристый автомобиль.
На прощание Коля отправляет Володю в мифический переулок Строителей, поясняя ему путь: «Первый переулок направо».
На этой карте красным крестиком обозначено, где стоят приятели в кадре. «Первый переулок направо», как хорошо видно, это, собственно, улица Арбат, а вовсе никакой не «переулок Строителей». Кривоколенный «впадает» в Арбат как раз там, где расположена известная «стена Цоя» и магазин «Самоцветы».
Кстати, ещё любопытная деталь.
Этого стеклянного кафе, которое показано в кадре, никогда тут не было. Этот павильон был построен специально для съёмок фильма. Но тут любопытно другое. Кафе открыто и пусто. А левее и чуть поодаль стоит бочка с квасом с весьма немаленькой очередью. Казалось бы – зачем стоять в очереди, если можно зайти в кафе и с удобством утолить жажду за столиком?
Но спустя несколько минут нам становится ясно, где тут «собака порылась». Кафе было пустым, потому что оно просто ещё не начало работу. Но как только оно открылось – сразу оказалось забитым до отказа. И служащий кафе даже преграждает дорогу новым посетителям – «мест нет». Очень узнаваемая московская деталь советской эпохи.
Ещё по поводу «географического диссонанса». В фильме есть момент, где Коля рассказывает Володе, что в доме напротив жил раньше А.С.Пушкин, а сейчас живёт один из его родственников. Музей-квартира Пушкина в самом деле расположена на Арбате.
Однако на этой карте видно, что он сильно не «напротив», а расположен в 300 метрах, а между домом Коли и музеем-квартирой Пушкина – целый квартал.
Конечно эти географические несоответствия заметны только тем, кто хорошо знает Москву. И разумеется эти несоответствия не делают этот замечательный фильм хуже.
А в следующий раз поговорим о некоторых местах Москвы, в которых снимались отдельные эпизоды фильма «Я шагаю по Москве».
(продолжение следует)