Найти в Дзене

Магический реализм: особенности жанра

Само название этого жанра, на мой взгляд, типичный оксюморон. Но, с другой стороны, оно очень хорошо отражает его сюрреалистичность и даже в какой-то степени бредовость. Но все по порядку. На мысль написать об этом жанре меня натолкнули две вещи. Во-первых, его необычность, несочетаемость с другими жанрами. Во-вторых, попытки свести магический реализм к жанру городского фэнтези. Зародился магический реализм, как литературный жанр, в странах Латинской Америки в первой трети XX века, тогда же появился и этот термин. И первоначально, в своем классическом варианте магический реализм отражал фантасмагоричность латиноамериканской культуры, в которой древние индейские мифы и своеобразная ментальность народов Доколумбовой Америки переплетались с христианскими народными суевериями. Смесь получалась весьма своеобразная, впрочем, как и произведения этого жанра. Главная особенность его в том, что повествование описывает события, в которых магическое, сверхъестественное вторгается в реальную жиз

Само название этого жанра, на мой взгляд, типичный оксюморон. Но, с другой стороны, оно очень хорошо отражает его сюрреалистичность и даже в какой-то степени бредовость. Но все по порядку.

На мысль написать об этом жанре меня натолкнули две вещи. Во-первых, его необычность, несочетаемость с другими жанрами. Во-вторых, попытки свести магический реализм к жанру городского фэнтези.

Зародился магический реализм, как литературный жанр, в странах Латинской Америки в первой трети XX века, тогда же появился и этот термин. И первоначально, в своем классическом варианте магический реализм отражал фантасмагоричность латиноамериканской культуры, в которой древние индейские мифы и своеобразная ментальность народов Доколумбовой Америки переплетались с христианскими народными суевериями. Смесь получалась весьма своеобразная, впрочем, как и произведения этого жанра.

Главная особенность его в том, что повествование описывает события, в которых магическое, сверхъестественное вторгается в реальную жизнь. Причем это не только не объясняется, а, наоборот, делается максимально непонятным и от этого еще больше пугающим. Очень часто в центре повествования главный герой – своеобразный посредник между реальным и магическим миром или проводник, через который магическое проникает в наш мир.

Классический пример магического реализма книга Габриэля Маркеса «Сто лет одиночества». Эта, казалось бы, просто история одного селения вызывает ощущение странной, а подчас жуткой фантасмагории, в которой реальность и сверхъестественные силы перепутались. К этому же жанру относятся произведения Хорхе Луиса Борхеса, Хулио Кортасара и др.

Художник Майкл Паркес - основатель жанра магического реализма в живописи.
Художник Майкл Паркес - основатель жанра магического реализма в живописи.

В магическом реализме времени либо не существует, оно не движется, либо течет по каким-то особым законом. В этом жанре много аллегорического и символического, причем часто недоступного пониманию ни европейского, ни русского мышления.

Однако сейчас и в Европе есть попытки работать в этом жанре, иногда довольно успешные. Например, проза сербского писателя Милорада Павича и его, ну, очень специфический «Хазарский словарь». Я бы не стала его относить к художественному произведению, правда, и к научно-популярному тоже. В общем, кто хочет, может познакомиться.

Среди русских авторов к жанру магического реализма относят «Дом, в котором…» Мариам Петросян, «Сказки Старого Вильнюса» Макса Фрая и даже «Мастера и Маргариту» М. Булгакова. Не знаю, не знаю, мне кажется, что наши авторы слишком здравомыслящие для магического реализма.

Художник Роб Гонсалвес (магический реализм)
Художник Роб Гонсалвес (магический реализм)

Чем отличается магический реализм от городского фэнтези

Теперь главный вопрос. Чем? Многим отличается. Городское фэнтези – это разновидность фэнтези, где события, характерные для этого жанра, развиваются на фоне современной действительности. Да, там есть магия, сверхъестественные существа, подчас жуткие и опасные. Но магия и реальность логично связаны, существование Иных и их способностей у Лукьяненко в Дозорах имеет объяснение. Вампиры у А. Пехова в «Киндрэт» вполне вписываются в реальность. Да и любая книга этого жанра написана так, чтобы читатель поверил в возможность существования в современном мире вампиров, Иных, леших, ведьм, порталов в другие миры и магических способностей. А вот в магическом реализме магия и сверхъестественное потрясают своей абсурдностью.

И еще одно отличие, пожалуй, главное, что выделяет магический реализм на фоне всех современных «нереалистических» жанров. Это очень сильная философская основа, вся символика и фантасмагория магического реализма служит для передачи философских идей. Иногда это является не только важной, а единственной целью автора, а все остальное, вплоть до сюжета (если он есть) это только средства для передачи философской концепции писателя. Увы, часто для европейского мышления непонятной

На этом скажу вам, до свидания, мои читатели. Еще раз напомню, что с этого дня в течение двух недель меня не будет в комментариях. Я решила продлить себе лето. Поэтому без обид. Вы у меня все умные, начитанные. Поэтому общайтесь, дискутируйте, но не ссорьтесь и гоните троллей, если заведутся. Пара статей появится и без меня.