Мы пишем конспекты в школе и университете. И вы, возможно, подумаете, что эта статья не для вас, взрослого успешного человека, уже давно закончившего своё образование. Спешу развеять миф о конспектах и рекомендую делать хотя бы краткие заметки после прочтения любой книги, даже фильма, а тем более в процессе получения дополнительного образования в интернете или даже во время просмотра обучающего видео на YouTube.
Давайте начнём с теории и определимся с понятием слова “конспект”.
Конспект - это краткое изложение чего-либо, по-другому “краткая запись”.
Как же писать конспекты эффективно и с минимальными временными затратами?
Основные принципы:
1. Анализируйте поступающую информацию. Как бы ни проходила ваша лекция, возможно преподаватель читает или рассказывает материал, либо работает с презентацией, самое главное - информация, которую вы прочитали/услышали, должна быть осмыслена вами, затем нужно перефразировать её у себя в голове понятными словами и терминами, и только после кратко записать!
Как это работает? Если вы будете бездумно переписывать информацию со слайдов презентации или записывать под диктовку, информация не будет обработана вами,время по сути будет потрачено впустую - вы скорее всего мало чего запомните, кроме того таким конспектом лекций будет неудобно пользоваться при подготовке к зачету или экзамену.
Если вы будете придерживаться принципа №1, то такой конспект будет охотно вами использоваться поскольку будет знаком вам и понятен, мысли изложенные в конспекте будут близки и всплывать в голове быстро.
2. Второй принцип наверняка вам известен - придумайте собственную систему сокращений. Если в лекции часто повторяются одни и те же термины, особенно свойственные этому предмету, то данное правило действительно позволит сэкономить вам много времени.
Например:
гос-во (государство);
м.б. (может быть);
кол-во (количество);
стрелка => вместо длинного слова «следовательно» и т. д.
3. Выделяйте темы, определения контрастными ручками, маркерами, карандашами. Это привлекает внимание и позволяет вам быстро ориентироваться в ваших записях. Кроме того это отлично работает для тех людей, у которых хорошо развита зрительная память - если вы помните как выглядит ваш конспект, это может помочь вспомнить его содержание. Здесь важно не переборщить, если конспект будет пестрить различными цветами, это будет отвлекать от изучаемого материала. Красиво украшенный конспект вам будет приятно открывать и
перечитывать, а это немаловажно, ведь от учёбы помимо всего прочего можно и нужно получать удовольствие :)
4. Оставляйте больше пространства между строк, пропускайте строки. Так намного проще визуально ориентироваться в записях. Не стоит сильно экономить бумагу! Если в ваших записях написанные строки будут впритык друг к другу, конспект не окажется вам полезным, и вряд ли вы захотите его открывать. Кроме того свободное место может пригодиться, если вас вдруг озарит гениальная мысль, конечно же, относящаяся к этой теме, или же для уточнения непонятных терминов, дополнений.
5. Пишите простые предложения, без сложных сложноподчиненных (-сложносочиненных) связей. Это, как вы догадались, связано с тем, что простые предложения легче и быстрее воспринимаются, нежели сложные и длинные.
6. Используйте схемы и таблицы! Этот формат еще более прост для восприятия. Схемы ясны и позволяют ёмко отражать логические связи и последовательности.
Теперь перейдём к конспектированию литературы.
1.Прежде чем перейти к конспектированию материала, бегло ознакомьтесь с текстом, это позволит вам выделить заголовки, абзацы, понять структуру текста.
2.Хотя бы 1 раз внимательно прочитайте текст.
3.Следующий шаг зависит от содержания материала, если он достаточно насыщен важной информацией, то стоит анализировать каждый абзац, выделять из него основную мысль и записывать. Если же текст приближён к художественному, или просто содержит много “воды”, то стоит брать бо́льший объём информации и отделять главное от второстепенного.
Поздравляю, вы великолепны!
Научиться эффективно писать конспекты несложно. В этом деле важно не лениться и осознанно подходить к обработке материала и вычленению основных мыслей, это поможет вам освоить материал, а ещё это выстраивает новые нейронные связи, а значит развивает мышление :)
Завершающий этап: как понять, эффективно вы составили конспект или нет?
Очень просто, перечитайте его через несколько дней, если вам без труда удалось восстановить информацию в памяти, то записи оказались эффективными. В противном случае, пересмотрите тактику ведения конспектов, проделайте работу над ошибками. Возможно вы конспектировали слишком подробно и конспект оказался похож на пересказ книги, или быть может использовали слишком много сокращений и спустя время вы не смогли в них разобраться.