Недавно не стало одного хорошего человека, которого я очень ценила. Я узнала об этом случайно от общей знакомой. Уже и панихида свершилась, и похороны. Почему мне никто не сообщил? Ни у кого не оказалось моего телефона, а в тех местах, где можно меня встретить, я в последнее время не появлялась. И вот я вспомнила, как в таких случаях поступают на Крите. Там не всегда ловит телефон. А уж интернет и вовсе роскошь.
Если намечается отпевание, староста церковной общины распечатывает информационные листовки и вешает на каждой скале. Например: "Такого-то числа предстала перед Господом раба Божия такая-то. На третий день состоится панихида". Зачем? Чтобы христиане все вместе помолились за упокой. Ведь "где двое собрались во имя мое, там Я". Даже если никто не знал усопшего (особенно в крупном населенном пункте), придут! А родственники покойного будут благодарны.
Однажды я заглянула в церковь по месту жительства в деревне Панормо. Службы там редки: один священник на всю округу обходит храмы по расписанию. Но в тот вечер батюшка читал молебен, размахивая можжевеловым кадилом. "О Тео, доксе се". Прихожане - кучка коротко стриженных старух в прямых черных платьях и один старик - нескладно подпевали, "мекали". Они напоминали мне горных козочек кри-кри.
Но вот молебен закончился. Алтарник несколько раз дернул за язык колокола, подвешенного к ветке сосны у входа в церковь, и глухой звон покатился к морю.
Прихожане обернулись, заметили меня, переглянулись: кто это? Я смутилась и хотела было выйти. Но тут беззубый старик с бельмом на глазу остановил меня: "Спасибо, что пришла. Сегодня 40 дней, как моя жена отправилась наверх. На, выпей и съешь за нее". Он протянул мне стакан Метаксы (греческого бренди) и кусок пирога с изюмом.
Старухи заулыбались, закивали. И мы все вместе пошли с холма к морю, вслед за колоколом...
Беригите близких и легкой дороги.
О критском all inclusive читайте здесь.
О тавернах я рассказваю в этой заметке.
Это про критские рынки на колесах.
А это - про аутентичную деревню.