Исторические и теоретические основы.
История развития натюрморта.
Одним из наиболее привлекательных и любимых жанров изобразительного искусства большинства российских, а так же зарубежных художников считается и будет считаться натюрморт. В этом жанре нашли свое признание многие поколения известнейших художников. В переводе с итальянского языка слово натюрморт имеет значение - «мертвая природа». Столь уникальнейший жанр искусства как натюрморт является, тем жанром который, передает изображение объединённых в единую композицию не одушевленных предметов с помощью любых инструментов графики или рисунка, а так же в смешанной технике.
Тематические натюрморты в интерьере как никакие другие раскрывает внутренний мир человека, его пристрастия, его увлечения.
Понимание и осознание прекрасного раскрывается в привычных для каждого предметах ежедневного обихода или тематических предметов, связанных с профессиональной деятельностью или хобби человека.
Натюрморт не является исключением и как и любой другой жанр или вид какой-либо изобразительной деятельности. Он имеет в своей истории искусства, как взлеты, так и падения.
Первые достоверные изображения предметов на произведениях искусства были задолго до того, как натюрморт стал отдельным жанром.
В древнерусской иконописи картины так же сохраняли связь с натюрмортом. Как и современные произведения. Канонические предметы, вписанные в иконы, вносили чувственность и жизненность в произведения.
Византийские мастера умели необыкновенно выразительно использовать отдельные предметы при создании героических образов.
Иногда такая деталь приобретала неожиданно глубокий смысл или сокрытую мысль. Большую роль натюрморта имел в 15 – 19 веках в эпоху Возрождения. Тогда он был частью жанровых или исторических композиций. Предметы на картинах в ту эпоху уже возымели особый статус, они облагородились, стали горделивым показателем статуса изображаемого. Художник старался указать на только ценность каждого предмета, на его особое место рядом с человеком. Особое место на картине предметов определило в дальнейшем развитие отдельного жанра.
До этого натюрморты имели исключительно утилитарную функцию, закрывая стенную нишу или украшая двери шкафа, однако ближе к 17 веку, когда натюрморт развился в отдельный целый жанр картины с натюрмортом, заняли свое место наряду с другими произведениями искусства. При анализе произведений той эпохи можно заметить какую важную роль стал играть натюрморт.
Отдельным видом, самостоятельного и неповторимого жанра в творчестве и голландских, и фламандских ремесленников натюрморт становиться только к 17 веку.
Работы этого времени почти всегда имеют в себе сокрытый смысл о смерти, о быстротечности земного в целом.
Подобную аллегорию передают через использование определенных предметов, которые встречаются в повседневной жизни, к которым привыкли и не придавали им особое значение.
Нидерландские мастера в своих натюрмортах использовали привезенные из путешествий мореплавателями всевозможные редкие растения, посуду именно это и стало мощным толчком в развитии натюрморта как отельного жанра.
Все эти вещи, живущие своей тихой мирной жизнью, отразили в своих работах «Малые голландцы».
На искусство того времени большое влияние было оказано значительными достижениями в картографии, физике, естествознании и других общественных науках. Колоссальный уровень достижения для такой страны вызвал скачек и в изобразительном искусстве. Родился самостоятельный жанр – натюрморт.
В Российской живописи и иконописи натюрморт появился в 18 в.
Этот жанр главным образом использовался в качестве учебной постановки и считался «низшим» жанром. Только к 20 веку натюрморт как отдельный жанр обрел равноправие среди произведений других жанров.
Художники стремились расширить вариативность изобразительных приемов и сопровождали свое творчество активным поиском цветовых и композиционных решений. За достаточно короткий период (пятнадцати лет) жанр натюрморта проходит восхитительный путь от импрессионизма до абстракции. Среди российских мастеров натюрморта Хруцкий И.Ф., Осипов С.И., Тетерин В.К., Кончаловский П.П., Грабарь И.Э., Коровин К.А. и другие.
К настоящему времени натюрморт имеет множество форм и стилей такие как поп – арт, фотореализм (гиперреализм), неопоп, инсталляции и тд. Каждое из направлений было создано с желанием само выразиться, предложить зрителю новый вид натюрморта, расширить и пополнить способы его исполнения. Самыми яркими представителями этих жанров были Энди Уорхол, Уэйн Тибо, Клас Олденбург, Дон Эдди, Джефф Кунс, Патрик Колфилд и др.