Как мама я знаю, чего хочу, воспитывая своих детей. Я очень хочу, чтобы они мои были независимыми, творческими и умели решать свои проблемы. Уверена, этого же хотят все родители.
Но как этого добиться? Как развить эти навыки, которые понадобятся им как в подростковом возрасте, так уже и во взрослой самостоятельной жизни?
Мы все любим своих детей и хотим обеспечить им комфортную и счастливую жизнь. Но действительно ли наша работа состоит лишь в том, чтобы создать им такой комфорт? Почему мы не хотим дать им возможность потерпеть неудачу и попытаться начать всё заново (пока что они еще не вышли в самостоятельную жизнь и живут под нашей крышей)?
Задавайте вопросы. Отвечайте вопросом на вопрос.
Когда наши дети еще маленькие, мы даем им огромное количество указаний и рассказываем, как и что делать. С возрастом же наша работа уже заключается в том, чтобы направлять их в нужное русло, а не указывать, как это делать.
Это очень непросто, потому что возникают мысли: «Ему будет тяжело», «Мне потребуется меньше времени, я просто сделаю это за него» или «У меня нет времени на споры». Но как тогда наши дети смогут практиковаться в навыках, которые им так необходимы?
Вместо того, чтобы говорить: «Начни делать домашнее задание в 16:00», спросите вашего ребенка, когда он начнет его делать? Дайте ему возможность самому принять решение. И быть ответственным за это решение.
Вместо того, чтобы давать указания, задавайте вопросы. У подростков появляется ощущение того, что они контролируют ситуацию, а вовсе не вы. А ведь в подростковом возрасте это очень важно.
Несмотря на то, что вы сами направляете их процесс мышления, они воспринимают это так, всё решают самостоятельно. Это формирует у них чувство самоуважения и фактор «Я могу».
Систематизируйте.
Вся наша повседневная жизнь состоит из систем. Есть система утренних занятий – завтраков, сборов в школу и на работу, система приготовления ко сну и так далее.
Задайте вопрос своему ребенку, какую систему стоит применять, чтобы помочь ему выполнить домашнее задание? Приготовиться ко сну?
Позвольте своему ребенку придумать, как создать систему (или схему), которая поможет ему преодолеть любые трудности? Тогда ребенок начнет мыслить независимо, не бояться проблем, пытаться найти творческое решение.
При разработке систем, мягко указывайте на недостатки. Пусть ребенок экспериментирует, дайте ему возможность творчества. И даже если в его системе будут явные недостатки, что вызовет разочарование, это может привести к новым возможностям. Поощряйте это.
Потом попросите своего ребенка оценить результат, но не выносить суждений. Спросите его:
Тебе понравилось, как получилось?
А что тебе понравилось больше всего?
Если не понравилось, то по какой причине?
Есть ли что-то, чего бы ты хотел изменить?
Что конкретно ты хочешь изменить?
Зачем ты хочешь это изменить?
Как ты считаешь, может ли это изменить результат?
Пусть в вашей жизни будет место развлечениям.
Неважно, кто вы и сколько вам лет, нам всем нужно отдыхать, отключать голову: найдите время, чтобы покататься на велосипедах в парке, сходить в боулинг или на рыбалку – подойдет любой вид развлечений, который вам по душе и приносит удовольствие. Соберите компанию друзей с детьми, чтобы устроить большую вылазку.
Взрослея, мы теряем связь с развлечениями. У нас появляется работа, появляются бесконечные бытовые дела.
Найдите время, чтобы поиграть со своими детьми, посмеяться вместе. Даже если вы просто пойдете в парк, чтобы собрать желуди и листья для поделки в детский сад. Ребенку не важно, что именно вы делает, ему важно, что вы делаете это вместе с ним.
Все взрослеют, и ребенок не будет помнить, что вы как-то не успели приготовить обед или погладить ему футболку для физкультуры. А вот ваши совместные вылазки на природу, чтобы покататься на велосипедах, или походы за грибами он точно будет помнить. Из таких вот моментов и складываются счастливые детские воспоминания.
Не грузите детей бесконечными кружками и секциями, реально оценивайте то, что ему нравится и что нужно. Если ребенок не хочет играть на скрипке, вы уверены, что ему это нужно? Возможно, это нужно не ему, а вам? И вы реализуете свои амбиции за его счет?
А если хочет играть в теннис, то пусть играет. Старайтесь прислушиваться к тому, что хочет ваш ребенок, какие у него увлечения. И оценивайте, каким образом его увлечения можно превратить в занятия. Может, он любит рисовать? Или лепит из глины?
Правильно распределяйте время между кружками и свободным временем. Пусть у вашего ребенка будет детство, а не бесконечная круговерть и школы и внеклассных занятий.
Воспитание - это тяжелая работа, это тяжелый труд. Но награда за этот труд – улыбки и счастье в глазах ваших детей.