В 2004 году на экраны вышел сериал по мотивам произведения Валентина Саввича Пикуля "Реквием каравану PQ-17". Только название его было иначе: "Конвой PQ-17". Мало кто знает, но наименование караванов зависело от их пути. Каравану, идущие в СССР с поставками по ленд-лизу именовались PQ. Караваны, которые возвращались из Мурманска, Архангельска обратно к союзникам именовались обратной аббревиатурой - QP.
Мой папа, будучи офицером ВМФ в отставке, (ушёл по выслуге лет на исходе тяжёлых девяностых), очень ждал этот сериал. Он очень любит историю, флот, является всесторонне развитым, интересующимся человеком, очень любит произведения Валентина Саввича. И мне он свою любовь к ним тоже передал, буквально заразил и меня, и маму историческими произведениями Пикуля. "Три возраста Окини-Сан", "Океанский патруль", "Фаворит", "Битва железных канцлеров" и многие другие.
У произведений Валентина Саввича есть одна особенность, он настолько ярко живописал героев, ситуации, судьбы, происшествия, что у читателя возникает ощущение, будто бы он находится рядом, участвует во всём наравне с персонажами романа. Вот он спускается по трапу, идя за юным Володей Коковцевым, лейтенантом из "Романа Окини-Сан", а здесь читатель юный студент, которого грозный Отто фон Бисмарк угощает сигарами во время уроков русского языка.
Сказать, что я влюбилась в романы Пикуля, это, значит, промолчать. Я зачитывалась его произведениями, хоть многие и не понимала глубоко в силу возраста. Перечитав их сейчас, став старше, ощутила послевкусие и чудесное прозрение от того, сколько мудрости, сколько жизни в этих строках.
Но... вернёмся. Сериал вышел на экраны. Каждый вечер папа с нетерпением усаживался у телевизора, с удовольствием следя за героями истории, сравнивая с их персонажами в книге, комментировал неудачные, на его взгляд, моменты. Папа застал уникальный момент, переход подводных лодок с дизелей на атомные, успел походить и на дизелях, и на АПЛ нового поколения, так что знает многое.
Мне сериал, к сожалению, не очень понравился, я, в принципе, книги люблю больше. Но работа, которую проделали и режиссёр, и сценаристы, и актёры - колоссальна. Так изумительно вернуть зрителя в то трудное лихолетье, показать храбрость, личности, эмоции, это невероятно.
Для меня стало очень приятным открытием, что режиссёр Александр Котт в своём произведении не обошёл историю советского грузового парохода "Ижоры", который "гремя архангельским досками" отстал от союзного конвоя QP-8. Валентин Саввич впервые описал историю гибели этого героического судна в своём романе, открыв подробности неравного боя.
Несчастной "Ижоре" и её экипажу не повезло столкнуться в океане с самим "Тирпитцем" - флагманом гитлеровского флота, линкором типа "Бисмарк". Эсминцы Цилиакса, шедшие в окружении "Тирпитца" оскалили на несчастную "Ижору" свои орудия, но, прежде, чем дать залп их командир обратился на "Тирпитц" с просьбой о том, чтобы легендарный линкор одним залпом ударил "по этим брёвнам".
"На что получил презрительный ответ Топпа:
– Вам известно, во что обходится Германии один бортовой залп моего «Тирпитца»? Мы же стреляем чистым золотом…" (цитата из романа Валентина Саввича Пикуля "Реквием каравану PQ-17").
Линкор не захотел тратить свои снаряды на ничтожный, по его мнению, лесовоз. Поручил разобраться с "Ижорой" эсминцам. "Фриц Ин", "Герман Шенман» и «Z-25» вышли на дистанцию залпа. Цилиакс полагал, что для подобного судна хватит и 10 снарядов для уничтожения. Но и после 30-го снаряда стойкая "Ижора" не тонула. Вероятно, мешал груз, те самые архангельские доски.
Обречённое положение, в которое попала "Ижора", обязывало капитана корабля запретить радиосвязь. Но капитан, Белов Василий Ильич, будучи храбрым человеком, не отдал этого приказа, более того, не спустил флаг. Радист в радиорубке начал передавать кодом сигнал бедствия.
Адмирал Товей, командующий флотом британской метрополии, получил сигналы с "Ижоры", но не смог узнать координаты судна дабы успеть к нему на помощь. Обозлённые немцы помехами и глушительными установками забивали сигналы "Ижоры", а затем и вовсе уничтожили радиорубку.
Через полчаса Цилиакс отдал приказ эсминцам "пожалеть свои погреба" и выпустить в лесовоз две торпеды. Сложное ли дело, выстрелить на неподвижную цель. Красивый и точный заход на цель "Фрица Ина" закончился неудачей, торпеды прошли мимо. "Ижора" словно была заколдована.
"Цилиакс выждал, когда притихнет рев вентиляторов.
– Где ваша доблесть! – заорал он. – Неужели вы не способны разломать даже этот плавающий сарай?
С мостика «Z-25» гаркнул в рупор молодой командир:
– Мы не виноваты, что сарай не горит и не тонет.
– Вы дождетесь, что он еще и вас потопит, – ответил Цилиакс." (цитата из романа Валентина Саввича Пикуля "Реквием каравану PQ-17").
Только серия глубинных бомб, сброшенных за корму "Фриц Ином" (Z-14), смогла потопить "Ижору". Дымя архангельскими досками лесовоз ушёл под воду. Экипаж героического судна состоял из 33 человек, в том числе и 3-ёх женщин. Самым молодым матросам 2 класса Шумкову Юрию и Макарычеву Алексею исполнилось всего 17 лет... Из команды «Ижоры» в тот день спасся только старший помощник Адаев Николай Илларионович. Он погиб позже, в немецком концлагере Штуттгофф.
"Лесовоз – скромный труженик, неказистый и старательный, каких немало блуждает по морям. В его холодной кают-компании над столом, что накрыт кухонной клеенкой, висел еще довоенный плакат: «Все на борьбу за сокращение сроков стоянки! Дадим стране самые высокие показатели труда!»"
"Помните, люди, эту «Ижору»!"
(цитаты из романа Валентина Саввича Пикуля "Реквием каравану PQ-17").
Подробности и фотографии этого неравного боя также стали известны благодаря исследованиям в архивах немецкого историка Норберта Клапдора.
Об "Ижоре"снят документальный фильм режиссёра Сорокина "Люди, помните "Ижору!"".
Героизм и мужество экипажа корабля показали немцам, что даже скромный лесовоз может превзойти все нормы и не тонуть от устрашающей эскадры "Тирпитца".
***
Если Вам понравилась, публикация, ставьте лайк, подписывайтесь на канал. Автор будет Вам премного благодарен.