На некоторых предприятиях и заводах рабочих стали оформлять как самозанятых. Известно, что российская мысль, как обойти закон, всегда работает эффективно. Данный приём использовали на Западе ещё лет 30 назад. По бумагам изображалось, что повар арендует часть плиты у владельца ресторана и на ней готовит что-то для клиентов, то есть, по отношению к владельцу этого заведения он находился как бы на аутсорсинге. Владелец ресторана как бы нанимал его готовить. Ну а то, что тот находится у него в помещение, а не где-то дальше, это детали, на которые можно было смотреть сквозь пальцы.
Власть определит профессии, на которые можно брать самозанятых. С таким предложением выступил министр финансов Антон Силуанов. Комментарий экономиста Михаила Кимовича Беляева.
Налог на доходы физических лиц у них более мягкий, чем у всех остальных трудящихся. Видимо, причин заняться самозанятыми достаточно. На некоторых предприятиях и заводах рабочих стали оформлять как самозанятых. Известно, что российская мысль, как обойти закон, всегда работает. Сработает она и в данном случае.
Работа мысли, как обойти закон, должна тут же вызывать работу мысли с другой стороны. Если у кого-то на заводе работают сплошь самозанятые, к нему должны прийти соответствующие органы и проверить вообще, что это завод? Разве не так?
М. Беляев: На самом деле, конечно, да. Наша мысль быстрее всех на свете работает в этом направлении. Но надо сказать, что вообще данный опыт использовали предприниматели и наёмные рабочие на Западе ещё лет 30 назад. Приблизительно это выглядело, например, в Англии так. По бумагам изображалось, что повар арендует часть плиты у владельца ресторана и на ней готовит что-то для клиентов, то есть, по отношению к владельцу этого заведения он находился как бы на аутсорсинге. Владелец ресторана как бы нанимал его готовить. Ну а то, что тот находится у него в помещение, а не где-то дальше, это детали, на которые можно было смотреть сквозь пальцы. Собственно, если вдруг все будут самозанятыми, то действительно, что это за предприятие и как оно пытается выйти из положения, обойдя налоговое законодательство. Что касается взносов в ПФР и прочих отчислений, это для предпринимателя прямая выгода. Он изображает половину или всех рабочих как самозанятых, и тогда он освобождается от всех социальных обязательств в виде уплаты страховых взносов, обязательного медицинского страхования, выплат в ПФР. И даже по охране труда у него уже существенно облегчённые требования.
С точки зрения предпринимателя, это очень здорово и очень ловко. Он всех оформляет как будто бы люди пришли в цех, арендовали кусочек конвейера и что-то для себя на этом конвейере клепают...
М. Беляев: Да. Или станок токарный какой-нибудь взяли себе, чтобы где-то починять примус, никого не трогая. Конечно, можно пойти по пути проверок. Но понятно, что, если идти по пути проверок, там тоже всегда найдётся куча лазеек. Наверное, у нас решили, и это для нас привычнее, что будет составлен какой-то список профессий, по которым будет просто нельзя оформляться работников самозанятыми. Хотя тут тоже есть проблемы. Когда появились станки с числовым программным управлением, очень многие на Западе покупали себе станок, устанавливали в гараже и заключали какой-то договор с небольшим предприятием, крутили в гараже гайки или какие-то детали на правах уже полноценных и настоящих самозанятых. Тут палка тоже о двух концах.
Получается, что нужен не только перечень неких профессий, на которые нельзя будет оформиться как самозанятые, но и нужно будет описать условия работы этих самых самозанятых. Если у тебя станок в гараже, то да, ты – самозанятый. Но если у тебя станок в заводском цехе, то, наверное, всё-таки нет? Может быть, к перечню описать ещё и условия работы?
М. Беляев: Мы любим какое-то одно решение принять, самое простенькое, и думать, что это самый главный ключ к успеху. Но, как только мы его примем, пройдёт всё это через все бумаги и согласования, будет утверждено, окажется, что его только-только ввели, а уже придуман какой-то контраргумент на это решение.
Может быть, стоит попытаться повлиять на "умных" владельцев предприятий? Если у кого-то половина рабочих оформлены как самозанятые, то, может быть, у него налоги должны быть какие-то другие на этом производстве?
М. Беляев: У меня мысль в этом направлении работает не очень здорово, поскольку я не предприниматель, но я уже тоже придумал. А если я какой-то цех выделю как технопарк, который я буду сдавать самозанятым? То есть, они не входят в коллектив завода, я им сдаю целую площадь, и там у меня стоят 15 токарных станков, 20 фрезерных станков, и все на них работают как самозанятые. И я ещё выступаю как отличный помогающий этим самым самозанятым и мелким предпринимателям, стать которыми все в стране мечтают.
Эти самозанятые вообще не должны у вас числиться. Но они имеют к вам отношение потому, что не платят деньги за аренду. А у вас должны быть документы подтверждающие.
М. Беляев: И должны рассматриваться они как поставщики гаек.
На всё это должны быть документы. Может быть, к этому тогда надо будет серьёзнее относиться?
М. Беляев: Да, ко всему надо относиться серьёзнее. А то у нас все как-то очень любят решать быстро и простенько. Что-то появилось, значит, быстренько это запретим. А о том, что на этот запрет появятся ещё 10 лазеек, у нас как-то не очень любят думать. Любое экономическое решение требует очень глубокого, серьёзного, всестороннего и юридического внимания.