Найти тему
Все об искусстве

Обзор книги "Замок" Франца Кафки

"Джозеф К., несомненно, был оклеветан, потому что, не сделав ничего плохого, он был арестован однажды утром. Именно с этой знаменитой зале начинается одно из самых запутанных произведений мирового литературного наследия - "Le Procès" Франца Кафки. В этом странном рассказе немецкоязычный чешский писатель рассказывает об аресте, судебном разбирательстве и казни Джозефа К., старшего руководителя крупного банка, за таинственное преступление, природа которого будет оставаться неизвестной до конца. В течение всего кошмарного судебного процесса обвиняемый встретит сомнительных персонажей, от которых напрасно будет обращаться за помощью: извращенного и больного адвоката, несчастного и аморального художника, загадочного аббата и целую галерею женских персонажей с порочным и болезненным эротизмом. В результате получился загадочный и сложный роман, от которого некоторым читателям будет трудно отказаться через сто страниц. Как читать и наслаждаться Судебным процессом? Как этот рассказ может заинтересовать современного читателя, несмотря на трудности?

Судебный процесс, запутанный роман...

Судебный процесс не является классическим романом в реалистическом или натуралистическом смысле этого слова. Хотя на ней изображен главный герой, отвечающий за проведение квеста (доказывающий свою невиновность), история не следует линейному сюжету. Опубликованный после смерти Кафки его другом Максом Бродом, "Суд" остается незавершенным, и за исключением вступительной и заключительной глав, все эпизоды романа взаимозаменяемы. Порядок глав, в которых он обычно представлен (порядок глав в издании Folio 1972 г.), может быть изменен без его искажения. В результате получается особая и смещающаяся структура, которая размывает маркеры, к которым привык читатель.

https://www.pinterest.ru/pin/848084173548685189/
https://www.pinterest.ru/pin/848084173548685189/

История Le Procès, запутанная своей нарративной конструкцией, также запутана многочисленными загадками, которые она оставляет открытой. В чем состоит преступление, в котором обвиняется Джозеф К.? Он действительно виновен? Мы никогда не узнаем и не узнаем его, даже во время казни. Таким образом, судебный процесс похож на полицейскую историю, не имеющую последствий и заканчивающуюся бессмысленной смертью. Этот конец знаменует собой своего рода триумф абсурда в истории пересекается с серией встреч с неоднозначными персонажами, доброжелательными по своей готовности помочь несчастному Джозефу К., но наделенными тревожными недостатками: болезнь адвоката, физические деформации и нимфомания у женщин, подозрения в педофилии, которые окружают художника Титорелли. Места, в которых происходят эти встречи, подобны множеству кусочков невозможного лабиринта для расшифровки, метафора непрозрачной, но невозмутимой справедливости. В The Trial, персонажи и места встречи главного героя являются признаками, которые трудно расшифровать, и они способствуют созданию впечатления сказочной странности, которая плавает на протяжении всей истории.

...но это может быть оценено с помощью ключей для чтения, которые делают его универсальным повествованием...

Загадочная природа процесса заставит многих людей вернуться. "Жаль для ленивого читателя: я хочу большего. Беспокоиться - это моя роль. Общественность всегда предпочитает, чтобы ее успокаивали. Все дело в том, о чем я говорю. Это слишком много", - писал Гиде в 1925 году, в год выхода романа Кафки, в своем "Журнале о ненастоящих". Эта цитата вполне применима к Судебному разбирательству, которое на первый взгляд вызывает беспокойство и является сложной работой. Тем не менее, можно оценить основные моменты, используя две простые клавиши чтения. Первый - это тема вины, которая присутствует повсеместно на протяжении всей истории. Наконец, не имеет значения, виновен ли Джозеф К. или нет, или почему и при каких обстоятельствах он мог бы совершить свое преступление. Важно понимать, что вина отягощает и преследует его, она убедительна с его существованием, и единственным выходом является не оправдание в суде, а ничтожность смерти. Это чувство вины частично коренится в собственных навязчивых идеях автора и в его беспокойстве о судьбе отца и семьи после разрыва его помолвки; но помимо индивидуального опыта, оно является отражением человеческого состояния, характеризующегося непоправимым чувством вины и падением.

Второй ключ к чтению - это метафора справедливости. И здесь опять же, суд не преследует цель успокоить нас, наоборот. Отнюдь не будучи открытым, доброжелательным и прозрачным учреждением, она представляет собой обширное подпольное и всемогущее образование, механизм с непримиримыми механизмами, который неумолимо продвигается к санкциям. Этот аспект заинтересует современного читателя, который узнает свой собственный опыт. Написанная в начале 20-го века, в то время, когда государственный аппарат был структурирован в крупные бюрократические администрации, автором, который сам был менеджером крупной страховой компании, Le Procès также является отражением нашего повседневного опыта работы с бюрократическими организациями. Кто никогда не испытывал такой боли, когда получал административное письмо с просьбой представить документы, которые они уже предоставили? Или отчаянно пытался дозвониться до человека, набирая клавиши автоматического голосового сервера, чтобы избежать прерывания его телефонной линии, и, наконец, столкнуться с человеком, чья речь отформатирована абсурдными, но негибкими процедурами? Завершая эту книгу, современный читатель поймет, что злоключения Джозефа К. также принадлежат ему, и он сможет кричать, как Флоберт, о мадам Бовари: "Джозеф К., это я! Это то, что придает Суду силу универсального нарратива.