"Жизнь слишком коротка, чтобы тащиться на четырех колесах", – говорят байкеры. Вот и мотопутешественник из Мордовии Алексей Елизаров предпочитает два колеса. За его спиной уже сотни километров самых разных дорог: от иранских автобанов до бескрайних степных просторов Монголии. И раз за разом он с удовольствием покидает комфортную городскую жизнь, чтоб окунуться в полную неизведанность большого мотопутешествия.
ПРО ДОРОГИ, КОЛОДЕЦ В ПУСТЫНЕ И БОЛГАРКУ
- Алексей, расскажите, как у вас появилась тяга к путешествиям? С этим нужно родиться?
- Все началось еще в детстве. С малых лет родители брали меня с собой, мы много ездили на поездах, потом 6 лет жили на Дальнем Востоке. Там я ходил в горы. В 14 лет я сел за руль мотоцикла. Первым мотоциклом был «Минск» М-105, конца 60-х годов выпуска. С тех пор мотоциклов сменилось предостаточно, разных классов. Успел поездить и на мотоциклах Suzuki, и на Yamaha, но последние 9 лет езжу на КТМ 990 Adventure. Этот байк – это настоящий «УАЗик» на двух колесах, справляется с любым дорожным покрытием.
За все то время, что я путешествую, федеральная дорога "Колыма" была самой трудной. Там есть все: и грязь, и камни, и гравий, и галька, и броды по пояс...
- Когда начались большие поездки?
- Когда купил большой мотоцикл. Это было относительно недавно, в 2005 году. С 2005 года я езжу на хороших мотоциклах: сначала были японские, теперь австрийский. Первая поездка была из Саранска в Пензу. Я доехал с одной остановкой и чувствовал себя великим мотопутешественником.
- Почему все-таки мотоцикл? Можно путешествовать пешком или на машине, например. На машине гораздо комфортнее же... В чем привлекательность именно мотопутешествия?
- Мотоцикл – это, прежде всего, средство передвижения. Оно достаточно мобильное и маневренное. Я на работу езжу на мотоцикле, пока погода позволяет. Понимаете, мотоцикл – это некий компромисс. Пешком – хорошо, но недалеко и медленно. Хотя пешком можно зайти в такие места, куда ни на чем не доедешь. Машина – комфортно, но нет такого единения с миром и дорогой, как во время езды на мотоцикле. Мотоцикл позволяет видеть, слышать, наблюдать, нюхать, чувствовать… Все запахи, вся грязь, дождь, роса, закат – все твое.
- Вы ездите один или в компании?
- На небольшие расстояния – один, но если предстоит долгая экспедиция (как, например, наши экспедиции на Сахалин или в Магадан), то в компании удобнее. Вдвоем, втроем гораздо сподручнее и веселее. На Сахалин в один конец мы проехали 14 000 км – это месяц в пути. Обратно летели самолетом. Экспедиция в Магадан – это было в 2018 году – заняла 40 дней пути. И туда, и обратно своим ходом. Это была самая долгая поездка.
В Монголии "чинились" подручными средствами: проволочками, стяжками, изолентой…
Тут нужно понимать, что если вдруг в такой экспедиции что-то случится с мотоциклом , то лучше, если рядом будет кто-то, кто сможет тебе помочь. В Монголии, к примеру, периодически приходилось доставать мотоциклы из песка. Каждый мотоцикл был груженый. "Гусь" (BMW 1200 GS) моего товарища вообще весил под 350 кг... Ему было сложнее всего.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Дорога по монгольским пескам:
- Расскажите про ваших товарищей. Откуда они?
- Наша компания проверена уже не одним совместным путешествием... Это мой товарищ из Саратова Михаил Жданов, мотопутешественник из Владимира Александр Варданянц, мой сын Никита... В Монголии с нами был еще австриец Вилли.
- Случалось испытывать какие-то серьезные сложности во время путешествий?
- Бывали поломки… Без этого никак. Когда мы пересекали пустыню Гоби, у одного из мотоциклов сломался подрамник (у сильно перегруженного "Гуся" Александра Варданянца), ехать было нельзя. Пришлось как-то чинить подручными средствами: проволочками, стяжками, изолентой… В итоге Варданянц мог ехать только стоя. Но пока мы чинили мотоцикл, мы выпили всю воду… При температуре плюс 35 градусов в тени. К вечеру мы оказываемся в центре пустыни – одной из самых суровых – и без воды! Пришлось искать колодец. Кое-как нашли, но вода там оказалась очень грязной: мутная черная жижа, не вызывающая никакого доверия. Профильтровали, прокипятили… Удивительно, но никто не умер (Смеется - прим.).
#жизненный опыт
Поехал я в Улан-Баторе в автосервис за болгаркой. Нужно было поменять цепи со звездами на мотоциклах, а пилить усиленные "дидовские" цепи надфилем желающих не нашлось. Показываю мастерам цепь и объясняю, что нужна болгарка. Никто не понимает. Собрались все мастера и прохожие с улицы... Нашёлся человек который слышал о Болгарии. Принесли карту и даже показали мне, где находится Болгария! Когда меня напоили чаем и я перестал всхлипывать, мне сказали, что может в той Болгарии и могут мне помочь, но она далеко... А пока – "На, возьми инструмент разрезать цепь..." . И приносят мне болгарку!
(с) Александр "Вард" Варданянц.
- А какая дорога была самой трудной для вас?
- Дорога на Магадан. Две тысячи километров федеральной автомобильной дороги Р504 «Колыма» между Якутском и Магаданом. Эту дорогу в условиях вечной мерзлоты строили заключенные ГУЛАГа. Очень красивая и интересная дорога, но в плане езды на ней пришлось непросто.
Эти две тысячи километров в сторону Магадана мы ехали 6 дней, дорога не дает расслабиться ни на минуту. На «Колыме» есть все: и грязь, и камни, и гравий, и галька, и вода, и броды по пояс… К слову сказать, на обратном пути я расслабился, умудрился упасть и сломал ключицу. Дорога такая, что ты постоянно в напряжении. Безлюдность. От поселка до поселка по 500 км, вокруг никого, только ты и медведи.
В Монголии тоже были сложные дороги, хотя там не было грязи, как на «Колыме». Там был песок, камни, жара и не было воды.
- Медведей-то видели на "Колыме"?
- Медведей мы видели, но, правда, на Сахалине. Вышли к медведице с двумя медвежатами, которые лакомились лососем в браконьерских сетях. Знаете, медведь на Сахалине – это не то, что медведь в цирке. Когда медведица встала на задние лапы, она была метра два с половиной в холке…
Когда ездили в Магадан, бог нас миловал, хотя мы ночевали только в палатках. Но я жил на Дальнем Востоке 6 лет и не боюсь медведей, потому что знаю, чего они боятся.
- А чего они боятся?
- Людей.
- Логично.
- Вообще, люди – это самый страшный зверь. Разве нет? Медведь боится огня. Он никогда к огню не подойдет.
- Как-то специально готовите технику для дальних поездок?
- Мой мотоцикл изначально собран для путешествий по любым дорогам, поэтому специально его готовить не надо. Достаточно того, чтоб он был в исправном состоянии. Подготовка касается только каких-то мелочей: расходников, багажа, гаджетов.
- На одном из фото я видела у вас в руках чашку от кофейного сервиза...
- Да, я беру с собой в поездки, чтоб пить кофе по утрам. Байкеры тоже могут быть эстетами.
ПРО МОНГОЛИЮ И "ЛИПТОН-ЦАЙ"
- Монголию, как и Иран, в которых вы побывали, нельзя назвать самыми популярными направлениями у наших туристов. Я уверена, что далеко не все смогут показать, где эти страны находятся. Были ли в голове какие-то стереотипы или опасения, когда вы туда ехали?
- Монголия не сломала ни одного стереотипа о ней. За последние 700 лет там не изменилось вообще ничего. Как мы в учебниках читали про Чингисхана, так все и осталось. Также живут в юртах, также пасут скот. Только раньше они свои стада объезжали верхом на лошадях, а сейчас на маленьком китайском мотоцикле. И раньше в юрте не было света, а сейчас стоит солнечная батарея, спутниковая антенна… Есть свет и есть телевизор.
Монголия – она первобытная. Да и Россия первобытная. Уезжаешь за Урал – и там все в первобытном состоянии.
- А в столице были?
- Если честно, я города не люблю. Мне больше нравится ездить по местам, где меньше людей. Допустим, катался я по Альпам: по Австрийским, по Итальянским… Да, красиво, нарядно, но как-то слишком причесано все что ли. А Монголия – она первобытная. Да и Россия первобытная. Уезжаешь за Урал – и там все в первобытном состоянии. Только ты, вода, ветер, сосны…
Но в Улан-Батор, конечно, заезжали. Кстати, в Монголии же все города построили русские, потому что Монголия была неофициальной шестнадцатой республикой. Там были наши инженеры, строили им города, дороги, заводы… Но надо сказать, что монгольские города – это недоразумение. Ты приезжаешь в город и видишь: стоит пятиэтажка, окруженная юртами, а из пятиэтажки к каждой юрте идет кабель. То есть в квартире монголы не живут, у них там какой-то склад в лучшем случае, а живут они в юрте. На улицах грязь, пыль… Кочевники не должны жить в городах. Такое же недоразумение в Элисте, например. Грязь, пыль, ничего хорошего. Якутск – то же самое. Грязный большой город, куда загнали кочевников, которым бы пасти своих оленей... Им и самим не по нраву городская жизнь. Монголы, слава богу, не все поддались искушению жить в городе.
- Пробовали местную еду? Из чего она готовится?
- Вся национальная еда у них – это что-то мясное с добавлением теста. Ты приезжаешь в какую-нибудь харчевню, что-то выбираешь, и блюдо начинают готовить прямо при тебе. Еда всегда свежая.
- Вкусная?
- По-разному (Улыбается - прим.). Но сытная, потому что очень калорийная. Например, у них есть напиток «монгол-цай» - монгольский чай. Берут кипяток, в который кидают щепотку заварки, довольно много соли, кусок жира... Причем ты не знаешь, что это за жир: либо верблюжий, либо козий, либо лошадиный. И затем молоко (неизвестно чье). Сосуд, в котором его готовят, конечно же, никто не моет никогда. Там может быть солома, остатки навоза, мухи… И дают гостю все это пить. Пахнет это непередаваемо!
- И вы пили?
- Конечно! Жажду утоляет прекрасно. У нас в экспедиции было пять человек, пили только двое. Остальные пили «липтон-цай».
ПРО ИРАНСКИЕ НРАВЫ И МАЙКУ БЕЗ РУКАВОВ
- А что с Ираном? Не страшно было ехать туда? Там же все очень строго...
- Если про Монголию было много информации, то про Иран я мало что знал. В 2013 году почти не было отчетов от путешественников. И стереотип сложился такой: это бывшая Персия и там живут потомки персов, там жесткие нравы по отношению к женщинам, там не любят иностранцев, и там нет воровства, потому что за воровство отрубают руку. И никакой информации о качестве дорог. Иран сломал все стереотипы.
Иран – это такой Советский Союз по укладу, только со своим религиозно-исламским уклоном.
Во-первых, дороги – сплошные автобаны. Но даже если ехать какими-то второстепенными дорожками, то асфальт все равно будет в идеальном состоянии.
Второй разрушенный стереотип – Иран не такая уж закрытая страна. Там много иностранцев, много путешественников. Через границу пускают легко. Визу получить проще, чем шенген. Единственное, нужно оформить специальный проездной документ на мотоцикл и оставить залог, который на выезде возвращают.
Женщины в Иране тоже довольно эмансипированы. В Чечне, например, куда строже нравы. Понятно, что где-то в глубинке традиции соблюдаются сильнее, но в иранских городах девушки ходят довольно свободно.
В Иране сложно найти кафе с национальной едой, что очень удивило. Зато много бургерных и пиццерий. Фастфуда там не меньше, чем в Европе. Еще запомнилось, что в Тегеране во всех киосках, торгующих газетами и прочей мелочевкой, обязательно есть привязанные зажигалки и зарядники для телефонов. Любой желающий абсолютно бесплатно может воспользоваться.
А вот насчет отсутствия там воровства – неправда. Безруких людей так и не увидели, зато встретили мотоциклиста из Подольска, у которого пытались открутить кофр.
Иран – это такой Советский Союз по укладу, только со своим религиозно-исламским уклоном. Повсюду плакаты аятолллы Хомейни и еще какого-то бородатого мужика, повсюду портреты героев ирано-иракской войны, которая длилась 8 лет, везде военные люди, полицейские…
#жизненный опыт
Забавный случай произошел со мной в Исфахане. Это второй по величине город в Иране. Я бы сказал, что он как наш Питер: город архитектурных памятников. Когда я гулял по местному рынку, ко мне подошел полицейский и попросил показать документы, потому что на мне была майка без рукавов. Как оказалось, такая одежда у них запрещена, так что я очень рисковал, разгуливая в подобном виде. К счастью, все закончилось хорошо. В иранскую тюрьму меня не отправили (а могли бы!). Пришлось надеть футболку «Я люблю Иран». На этом инцидент был исчерпан.
(с) Алексей "Литр" Елизаров.
- Местные хорошо с вами общались?
- Я всегда руководствуюсь принципом, что как ты относишься к людям, так и они к тебе. За все время, что я езжу на мотоцикле, стычек с местными не было никогда. Люди хорошо относятся к путешественникам, особенно на Востоке. Там ты всегда в первую очередь гость. Неприятный осадок остался только после поездки в Цхинвал. Там какому-то местному приглянулся мой мотоцикл… Но все обошлось.
- Есть еще места, где хочется обязательно побывать?
- Южная Америка. Там люди близкие по менталитету к нам.
- Почему?
- Страны "третьего мира"... Там хорошие и добрые люди... Дешевая и вкусная еда, дешевый бензин. И плохие дороги. Все, как мы любим. Еще хочу в Австралию. В России обязательно на Алтай, на плато Укок, Саяны… На север, там я еще нигде не был.
- Если мне понадобится что-то уточнить…
- Не получится, я уеду. В путешествиях я познал настоящий дзен и стараюсь не пользоваться Интернетом и телефоном, пока нахожусь в пути. Только я, дорога и мотоцикл.
- Понятно. Удачи!
- До свиданья!
В материале использованы фото из личного архива Алексея Елизарова.
Сокращенный вариант интервью был напечатан в газете "Голос Мордовского университета".