Пожар на пароходе “Генерал Слокам” всего за 40 минут унес 1 023 человеческих жизней.
“Генерал Слокам” строился специально для экскурсионных рейсов, но судно было достаточно большим, чтобы принять на борт 2,5 тысячи пассажиров. Длина его составляла 80 метров, ширина – 12, а максимальная скорость равнялась 12 узлам.
В июне 1904 года поступил заказ на пароход от главы нью-йоркской немецкой общины Лютеранской церкви. Планировалась прогулка в Саранговую Рощу, пригород Нью-Йорка. Маршрут был совсем коротким.
Ровно в 8 часов 20 минут 15 июня 1904 года “Генерал Слокам” причалил к пирсу на реке Ист-Ривер, где принял на борт 1 390 человек. Среди пассажиров мужчин насчитывалось всего около сотни – в будний день все были на работе. Так что, практически, все судно занимали женщины и дети. Ничто не нарушало приподнятого настроения людей, отправлявшихся в приятное путешествие.
Пароход направился к проливу Лонг-Айленд, вверх по течению Ист-Ривер. Впереди ожидался трудный участок пути – пролив Хелл-Гейт. Его неровное дно покрывают сплошные скалы, напоминающие расположением латинскую букву “S”. Именно этого места и опасался капитан Вильям Ван-Шайк, вся команда была начеку, никаких других опасностей не ожидалось.
Примерно через 20 минут после отплытия десятилетний мальчик, с любопытством изучающий судно, заметил струйку дыма, идущую из кладовки. Там держали бочки с краской и машинным маслом.
На зов мальчика тут же прибежал матрос и попытался самостоятельно потушить небольшое еще пламя, но ничего из этого не вышло. О случившемся доложили первому помощнику капитана Эдварду Фланагану и старшему механику Бену Конклину.
Конклин быстро собрал команду из пяти матросов, которые притащили шланг и подсоединили его к крану. Но на судне за многие годы пользоваться шлангом не приходилось ни разу, и как только дали значительный напор воды, шланг лопнул в нескольких местах.
Только теперь стало ясно, что казавшийся незначительным пожар представляет собой страшную угрозу. Если сначала горела всего лишь ветошь, то теперь занялись бочки с краской, а тушить их было нечем.
С невероятной быстротой огонь перекинулся на деревянные переборки и бочки с маслом. Кроме того, “Генерал Слокам” шел на самой большой скорости и против ветра, что позволило пламени окрепнуть. Через несколько минут заполыхала корма, а потом и верхняя палуба.
Капитан узнал о трагедии, когда собственными глазами увидел столп пламени. Замедлить ход, однако, было невозможно: судно уже вошло в пролив Хелл-Гейт, отличавшийся очень быстрым течением. На низкой скорости оно развернуло бы пароход и выбросило на скалы.
Огонь уже никто не пытался тушить, и на палубах началась невообразимая паника. Люди метались в поисках какого-нибудь безопасного места, но всюду их встречало пламя.
Несколько матросов бросились к цельнометаллическим шлюпкам, но все они оказались намертво прикрашены во время последнего ремонта, да еще надежно прикреплены толстой проволокой. Ни одну шлюпку не удалось освободить.
Оставалась крошечная надежда на спасательные жилеты, но и она рухнула: жилеты, плотно упакованные в тюки по 12 штук, пролежали так почти десять лет и просто рассыпались в руках – истлели.
Судно уже прошло Хелл-Гейт, и капитан принял решение остановить его. Ван-Шайк отдал приказ в машинное отделение, но ничего не последовало, там уже никого не было, все сбежали.
Неуправляемый “Генерал Слокам”, представляющий собой гигантский костер, продолжал, тем не менее, плыть. Капитан попытался сам вывести пароход на отмель острова Норт Бразер Айленд, но внезапно судно так сильно накренилось на правый борт, что многих пассажиров просто выбросило с палубы в воду.
На помощь спешил буксир “Франклин Эдиссон”. Он подошел слишком близко, и пламя тут же перекинулось на него, но все-таки он подобрал более сотни людей.
Все суда, находившиеся поблизости, устремились к терпящему бедствие “Генералу Слокаму”. Там были и крупные пассажирские суда, и баржи, и специализированные пожарные, и даже маленькие лодки.
Капитан Ван-Шайк знал, что все решают минуты. На берегу, совсем недалеко от пылавшего судна, он увидел целые штабели досок и огромное количество нефтяных бочек. В любое мгновение мог прозвучать взрыв, а пароход оказался неподвижным: его нос застрял в подводных камнях.
Обезумевшие люди бросались в воду, но многие из них тут же разбивались о камни. Матери бросали за борт совсем маленьких детей, и сами кидались вслед за ними.
В спасении пассажиров с “Генерала Слокама” принимали участие жители островов Райкерс и Норт Бразер Айленд, даже некоторые пациенты больницы оставили свои койки и присоединились к спасателям.
Всего в живых осталось 367 человек. 1 023 человека погибли, кто заживо сгорев, кто утонув или разбившись. Из числа спасшихся половина находилась в тяжелейшем состоянии от ожогов, переломов и других травм.
В ходе следствия обнаружилось, что акты проверки противопожарных и спасательных средств были поддельными. Несколько инспекторов пошли на фальсификацию вместе с Ван-Шайком.
Суд признал виновными капитана Вильяма Ван-Шайка, первого помощника Эдварда Фланагана, инспектора судоходной компании Лундберга и еще нескольких служащих той же компании.
Но в своем окончательном решении суд Нью-Йорка приговорил к 10 годам тюремного заключения только семидесятилетнего капитана. Все остальные были объявлены невиновными.
Его жена собрала 250 тысяч подписей в защиту Ван-Шайка и отправила прошение о помиловании лично президенту. Капитан провел в тюрьме 5 лет, после чего был помилован.
Практически, за гибель 1 023 человек не понес наказания никто.
А вы уверены, что трагедия 100 летней давности не может повториться сейчас?
Спасибо, что дочитали. Ставьте лайк, если статья "зашла".
И не забывайте подписываться на канал!