Считается, что СССР был серым, однотипным и мрачным, всё от брюк до автомобилей.
Отчасти это верно. Ведь из-за плановой экономики, дизайнерам не было много пространства для творчества.
Ниже собраны вдохновлённые работы французского фотографа Фредерика Шобэна. Однажды он наткнулся на фотографию здания Министерства автомобильных дорог в Тбилиси. Он впечатлился таким архитектурным решением и решил сделать фотопроект о футуристической архитектуре СССР 1970 - 1990 годов.
Семилетнее путешествие по бывшим советским республикам привело к созданию прекрасной фотокниги Cosmic Communist Consructions Photographed (дословно — «Сфотографированные космические постройки коммунизма»).
Архитектурный футуризм - это независимая форма искусства, объединенная под общим названием футуристического движения, возникшего в начале 20-го века, охватывающая поэзию, литературу, живопись, одежду и многое другое. Футуризм предполагает стремление к будущему - как в направлении целого, так и в направлении архитектуры характерны черты антиисторизма, свежести, динамики и гипертрофической лирики. Футуризм в архитектуре СССР приобрел особую популярность и стал символом строительства новой жизни.
По определению, футуристическая форма архитектуры является зеркальным отражением всех канонов архитектуры, существовавших до двадцатого века. Таким образом, эта архитектура в первую очередь антиисторична и фэнтезийна - или у нее нет четкой симметрии, или наоборот, она имеет гипертрофическую симметрию, и вместо обычных украшений в виде колонн, окон и резных фигур - нет ничего, как смелые линии и максимальная динамика. Основными материалами являются стекло, металл и цемент - форма преобладает над содержанием.
Министерство автомобильных дорог Грузинской ССР.
В предисловии отмечается, что автор хотел продемонстрировать неожиданную вспышку воображения советских архитекторов. В отличие от первых лет существования СССР, в градостроительном развитии базового периода единого стиля не рисуется. Шаубан рассматривает разброс архитектурной мысли как признак упадка политической системы.
Дворец бракосочетания в Бишкеке, Кыргызстан.
«У каждого режима была собственная, строго определенная эстетика. Она создавала для архитекторов границы дозволенного. Но то, что начало происходить с 70-х годов, равняется стилистическому взрыву» — говорит фотограф.
Институт робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург.
Кинотеатр «Россия» в Ереване, Армения.
Всего в книге представлено 90 сооружений. И каждый из них буквально дышит идеями прогресса и мощи Советского Союза.
Дворец бракосочетания в Тбилиси, Грузия.
Политехнический институт в Минске, Беларусь.
Дом Советов в Калининграде.
В то же время данные архитектурные шедевры оставляют двоякое впечатление. Или это утопия, неизбежное светлое будущее, когда СССР будет диктовать моду миру. Либо антиутопия, в которой само здание Дома Советов, похоже, следит за каждым человеком, как в романе «Большой брат» Оруэлла.
Памятник жертвам немецких оккупантов, Каунас, Литва.
Крематорий в Киеве.
Академия наук в Москве.
Институт информации в Киеве.
Санаторий «Дружба», Ялта.
Административное здание, Рапла, Эстония.
Отель на Домбае.
Советское посольство на Кубе, Гавана.
Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо (Киргизия).
Эти поистине футуристические ворота в недра горы были построены в 1978 году, но все же поражают своей уникальностью. Его фантастическая арка, расположенная в скалистом склоне, скрывает двухэтажный пещерный комплекс, где нижний этаж был расширен и облагорожен, а верхний оставлен в своей естественной форме.
Спортивно-концертный комплекс «Амалир» в Ереване (Армения).
Удивительный и просто фантастический проект группы армянских архитекторов: А. Тарханяна, С. Хачикяна, Г. Погосяна и Г. Мушегяна, который они реализовали в 1983 году на холме Цицернакаберд.
Как зародился футуризм в СССР?
Футуристическая тенденция во всех областях искусства достигла максимальной популярности в дореволюционный период России, а затем в 20-х и начале 30-х годов. Футуризм, казалось, был необходим для строительства нового государства - люди, которые приветствовали революцию, хотели разрушить все основы, смести старые традиции и начать жизнь с нового листа.
Советский Союз мог стать владельцем первых футуристических зданий в мире, но, к сожалению, Сталин, пришедший к власти, любил другие архитектурные стили, которые впоследствии получили шутливое название «сталинское рококо». И когда после войны стало ясно, что главный основатель футуризма, Филиппо Томмазо Маринетти, был сторонником итальянского фашизма, направление было строго запрещено.
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал и следите за новыми статьями! Дальше - интересней!
Оставляйте свои комментарии, лайки и делитесь с друзьями в соц. сетях!