Не всегда оружие создается исключительно с утилитарными целями в мыслях создателя. Необычное оружие - это еще и привлечение внимания, и демонстрация возможностей производителя. Так произошло и в этом случае.
В конце XIX века тогдашний совладелец и одновременно конструктор Boss&Co., Джон Робертсон (а впоследствии - и полноправный владелец), приложил большие усилия к популяризации односпусковых ружей, доказывая, что односпусковый УСМ не только удобен, но и надежен. И для демонстрации этого был выбран весьма нестандартный ход: фирма начала предлагать тройник, причем не классической "треугольной" конфигурации стволов, а рядную горизонталку (по нынешней англоязычной терминологии - SxSxS, как производное от привычного для двуствольных горизонталок SxS - "side by side"). И, естественно, с односпусковым УСМ, "обслуживавшим" три ствола.
Трехстволку он выбрал не просто так: за несколько лет до этого эдинбургская мастерская John Dickson & Son по заказу шотландского аристократа, графа Джона Хоупа (да - Джонов в этой истории будет много) уже представила трехствольную "горизонталку"... но с тремя спусковыми крючками.
Так что мысль показать благородным (и денежным) сэрам, как правильно делать ружья такой экзотической конфигурации, была вполне разумной - и Джон Робертсон взялся за разработку односпусковой трехстволки, причем, в отличие от ружья Диксона, еще и полнозамковой. Правда, почти полнозамковой: на боковых досках, естественно, были собраны детали УСМ только для правого и левого стволов, спусковой механизм центрального, как и механизм селектора, монтировался в колодке.
Первый образец ружья в 12 калибре был завершен в 1898 году. Этому ружью, увы, потом не повезло: в 1922 году оно было уничтожено в пожаре. Второе ружье, уже в 16 калибре, оказалось более "везучим": успев не один раз пересечь океан, оно полностью сохранилось (даже в "родном" кейсе).
Стволы этого ружья при своей длине в 710 мм достаточно легковесны для трехстволки: ствольный блок на весах вытягивает всего 1,57 кг. Все ружье в сборе же весит 3,12 кг: это еще раз подчеркивает уровень мастерства создателей - ведь оно, несмотря на "воздушность" стволов, даже в 1979 году смогло выдержать испытание нитропорохом по современному стандарту.
Все три патронника рассчитаны на использование 63-миллиметровых гильз (в XX веке стандарт CIP уже привел эту длину к более "круглой" - 65 мм). Дульные сужения от правого ствола к левому - 0,1 мм, 0,38 мм и 0,53 мм.
Ударно-спусковой механизм - не селективный, порядок стрельбы жестко задан (от правого к левому) и сбрасывается при каждом переламывании ружья. Предохранитель - движковый, в традиционном месте на шейке, неавтоматический.
Гравировку на ружье выполнял полностью один мастер - Джон Джеймс Самнер, представитель уже четвертого поколения семьи Самнеров, работавших граверами в Boss&Co. Да, старые английские традиции как они есть - собственно, и Джон Робертсон сам родился в семье оружейника, которого звали (кто бы сомневался) Джон Ирланд Робертсон: перого сына в Англии было принято называть по имени отца. Так что и у этого Джона Робертсона первенца звали тоже Джоном. Да и вышеупомянутые Диксоны тоже были оба Джонами, собственно.
Что же до истории путешествий ружья, то, собранное в Лондоне для итальянского заказчика, оно было найдено только в 1979 году в частной коллекции уже на другом полушарии - в Калифорнии. Там оно было приобретено уже английским коллекционером и вернулось "домой", где попало в руки мастера Джайлса Уиттома (наконец-то не Джона!). Тот отремонтировал экстракторы, отреставрировал оригинальный чемодан и заново испытал ружье нитропорохом, о чем уже сказано выше.
После этого ружье еще несколько раз поменяло владельцев, перевалив в цене уже за 300 тысяч долларов. И, увы, переезды из одной частной коллекции в другую так и не дали нам хотя бы приличного набора детальных фотографий - в отличие от того же ружья Диксона, которое, правда, и стоило "всего" 66 тысяч по последней аукционной цене (2011 год).