Панк Мятеж
Это было 6 ноября 1975 года, когда группа Sex Pistols впервые появилась на сцене. В том, что происходило в лондонском колледже изобразительных искусств не было ничего особенного, так как художественные училища испокон веков были традиционным местом проведения рок-концертов.
Когда напыщенные, надутые от гордости и славы супергруппы стремились к чему-то "возвышенному", молодежь тосковала по простым ритмам рок-н-ролла и ритм-энд-блюза, который всегда оказывался завсегдатаем баров, где тусовалась молодежь. Публика снова возвращалась к первозданному року, а точнее, к молодым группам, этот рок играющим. Поэтому бары и пивнушки и являлись теми самыми интеллектуальными центрами развития британского рока новой волны. В художественных училищах, как и в пабах, частенько устраивали свои концерты те, кто ещё не стали звездами.
То, что произошло 6 ноября 1975 года, осталось в памяти британских подростков того времени на всю жизнь. Через несколько минут после начала шоу в зале воцарила атмосфера хаоса и анархии.
Возник ужасный шум, перемешанный с ругательствами, которые извергали застывшие в циничной маске бледные лица 18-летних музыкантов. Впервые на концертах такого рода парила атмосфера насилия и агрессии.
Дилетантизм не скрывался, а подчеркивался, выпирая наружу. Это была анти-музыка. А выдумал ее наравне с музыкантами, бывший ученик того самого колледжа, нынешний хозяин одной лавочки, где шла бойкая торговля модным тряпьем и персональный менеджер Sex Pistols Мальком Макларен.
А 6 ноября он со своими задирами устроил перед студентами концерт, скорее напоминающий прилежное издевательство. "Пистолз" буквально измывались над песнями The Doors так, что зал не выдержал, и концерт окончился тем, что группу просто согнали со сцены. Они пробыли на ней всего минут десять.
Годом позже, 20-21 сентября на Оскфорд-стрит в Лондоне открылся первый британский панк-фестиваль, в котором принимали участие: Sex Pistols, The Clash, The Damned и другие.
За несколько часов до открытия в час пик при ужасных заторах на дорогах на элегантном проспекте торговых британских метрополий выстроились сотни ребят, организовав длиннейшую очередь перед клубом. Они стояли, одетые по последней моде прошлого столетия, многие в женском нижнем белье, в лохмотьях, тут и там пестрели фиолетовые и зеленые волосы, размалеванные лица, щеки и уши проткнутые булавками. Агрессия. Насилие. Анархия. Толпы панков осаждали репортеров и журналистов.
В музыке здесь прежде всего ценилось бескомпромиссное отрицание всех эстетических критериев, созданных до этого рок-культурой прошлого. Звук резкий и мощный, тексты агрессивны и напористы. Новая музыкальная культура содержала в себе 3 гитары, ударные и орущих сумасшедших музыкантов. Мало того, что этот рок был агрессивен и громок, он был к тому же и циничен.
Для основной массы любителей рока панк стал формой протеста против поганой жизни, которой жило общество, против безработицы и т.д., для других всего лишь очередной уловкой большого бизнеса, преодолевающего очередной кризис, с развитием антикультуры поразившей музыкальные магазины и фирмы грамзаписи. Но так или иначе панковские пластинки шли на "ура".
Рок-музыка может быть действительно революционной и прогрессивной, до тех пор, пока ею не интересуется большой музыкальный бизнес. Механизм отработан и прост. Тебе предлагают большие деньги, славу, рекламу, взамен выпускают твои альбомы "протеста" миллионными тиражами, и ты уже сам не замечаешь, как от протеста ничего не осталось и как твои вчерашние идеи превращаются в моду. Вот и те, кто ещё вчера бегал на концерты Дэвида Боуи и Брайана Фэрри, начинали корчить из себя уличных пролетариев.
Роттен заявлял от имени всего поколения: "Мы - музыкальные анархисты. Политика - это просто идиотизм. Ложь идет сверху. Всю скучную жизнь, надо выбросить. Пам не нужен организованный хлам!". Интересно, думал ли он о том времени, когда панк-рок станет модой и станет пользоваться коммерческим успехом отнюдь не в среде панков?
В то время "Melody Maker", одна из немногих музыкальных газет, которую читали панки из-за наличия в ней независимого хитпарада, писала: "Близость панка к реальной жизни объясняет его отдаленность от развлекательной музыки." В итоге панк настигла известная участь - он превратился в товарный знак и позу.
Но, как позднее пели Exploited - "панк не умер". Да, не умер, но героев больше нет. Ведь теперь отсюда, из 21 века видно, что рынок способен переварить абсолютно любое движение и любой протест. Чтобы сейчас представить себе нечто подобное, нужно вообразить персонажа, который бы сумел выбраться из рамок рынка и сформулировать и сформировать протест таким образом, чтобы это могло искренне зажечь людей. Ну, до тех пор, пока кто-то не придумает, как это обернуть в очередной продукт.