Найти тему
зачарованный замок

Положительные стороны дислексии. Взгляд на нейроразнообразие.

https://pin.it/it4o4jmzkd5lyk
https://pin.it/it4o4jmzkd5lyk

Дислексия, как правило, формируется с помощью модели "медицинский дефицит".

Посмотрим на следующее определение:

"Дислексия - это специфическая неспособность к обучению, нейробиологическая по своему происхождению. Она характеризуется трудностями с точным и/или беглым распознаванием слов и слабой орфографической и декодирующей способностью". Это довольно стандартное определение взято из широко цитируемой статьи и будет считаться авторитетным у многих врачей и специалистов.

С одной стороны, это определение является точным и эмпирически обоснованным, поскольку дислексия была связана с такими трудностями. Однако есть основания полагать, что это определение также является неоправданно негативным. На самом деле, дислексия связана со многими преимуществами, не только лишь с ограничениями.

Пожалуй, общим позитивом, светлой стороной, наиболее широко ассоциируемым с дислексией, является творчество. Это стало очевидно психологу доктору Беверли Стюффарт в конце 1990-х годов, когда ее попросили изучить дислексию в Центральном колледже искусств и дизайна Сент-Мартина в Лондоне. Преподаватели волновались после того, как заметили высокий уровень дислексии среди своих учеников. Ее расследование показало, что три четверти студентов страдали дислексией.

Интересно, что хотя это и означало, что они имели тенденцию бороться с чтением и письмом, сама Стюффарт пришла к выводу, что дислексия как таковая не обязательно является плохой вещью. По ее мнению, дислексия представляет собой "компромисс между способностью видеть мир в этом удивительно ярком и трехмерном виде и неспособностью справляться с написанным словом ни через чтение, ни через письмо". Исходя из этой точки зрения, многие студенты, изучающие искусство, добились успехов отчасти из-за своей дислексии, а не несмотря на нее, что является поводом для радости, ведь все больше людей с этой особенностью могут найти своё призвание.

Конечно, это не означает, что от всех студентов, страдающих дислексией, следует ожидать успехов в изучении традиционных видов искусства. Но есть все основания полагать, что у всех дислексов где-то будет потенциальная ниша, поскольку их образ мышления будет отличаться. В качестве альтернативы, например, многие предприниматели, страдающие дислексией, описали, как их отличающееся мышление помогло им добиться успехов в выбранных областях, в то время как другие отметили, что некоторые виды спорта могут подходить их дислексетическому когнитивному стилю.

В основе этих различных тенденций лежат более общие когнитивные черты. Несмотря на то, что исторически сложилась сильная предвзятость исследований, направленных на выявление только дефицитов, более поздняя работа нашла свои преимущества. Например, проведенное в 2004 году исследование позволило измерить как количество, так и оригинальность идей, генерируемых учащимися с дислексией и необучающимися недостатками; оно показало, что учащиеся с дислексией, как правило, демонстрируют лучшие результаты, чем учащиеся с нарушениями обучаемости, в обоих отношениях. В соответствии с этим, более недавнее исследование 2016 года показало, что лица с дислексией лучше связывают различные психические области через необычные комбинации идей по сравнению с контрольной группой.

На сегодняшний день наиболее строгий синтез положительных сторон дислексии можно найти в книге "Дислексия плюс" Брока Эйде и Фернетт Эйде в 2011 году. Они сплетают воедино широкий спектр исследований, подчеркивающих, как дислексия должна ассоциироваться с "общей картиной" мышления. Под этим они подразумевают, что люди с дислексией, похоже, хорошо определяют связи и видят мир целостно, что, усложняя определенные задачи, во многих отношениях дает дислексии конкурентное преимущество. Учитывая это, они предлагают отказаться от модели медико-дефицитной медицины и вместо этого рассматривать проблемы и преимущества, связанные с дислексией, как "две стороны одной неврологической монеты".

Честно говоря, указывая на все это, я не отрицаю, что дислексия - это инвалидность. Люди с дислексией являются инвалидами, и было бы неправильно игнорировать или отрицать это. Тем не менее, это также тот случай, когда большая часть дислексии может быть учтена в свете того, как отношение и структуры исключают людей с таким когнитивным стилем. Кроме того, важно помнить о том, что чрезмерно негативные ярлыки могут усиливать стигматизацию и негативно сказываться на самооценке.

Поэтому, хотя жизненно важно признать проблемы, связанные с дислексией, не менее важно признать, что она является естественным и ценным аспектом неврологического разнообразия человека, который нуждается в поддержке, адаптации и оценке, а не воспринимается как медицинский недостаток, без которого нам было бы лучше обойтись.