Найти в Дзене
Черничные Мюсли

Джокер: ода всем отбросам общества

Оглавление

Сразу предупрежу читателей, которые будут наивно искать в этой статье упоминание о других воплощениях Джокера. Здесь не будет никаких сравнений с предшественниками Хоакина Феникса. Во-первых, каждый из актеров был прекрасен, каждый избрал уникальный путь для игры этого персонажа, поэтому нет смысла сравнивать их вклад. Во-вторых, прошлые Джокеры были в контексте жанра "супергероика", а новый фильм представляет совсем иной случай.

Анализ контекста фильма

1980 год - кризисное время для экономики США, невозможность выплачивать заработную плату рабочему классу (людям на краю бедности тем более), отсюда недовольство и забастовки со стороны страдающего населения. Тем временем, богатые слои населения не подвергаются огромному стрессу от тяжести темных времен. Некоторые (Томас Уэйн) даже обещают помочь исправить ситуацию. Кто-то (Пенни Флек) фанатично продолжает верить этим речам, а кто-то (Артур Флек) относится к этому с недоверием.
Артур Флек - главный герой, радость (как называет его мама), который страдает от психического расстройства. Он не может контролировать приступы смеха, порой заменяющие другие проявления эмоций. При этом, Артур очень хочет стать стендап-комиком, но его чувство юмора и странный вид отпугивает и вызывает недоумение (иногда дискомфорт) у зрителей.
Пенни Флек - его мама, которая, как потом выяснится, тоже не в себе. Она верит, что Томас Уэйн добропорядочный человек, который способен навести порядок в городе.
Томас Уэйн - представитель элиты Готэма. Богатый человек, желающий стать мэром города.
Есть два ключевых момента в истории:
1) Артур убивает трех работников Уэйна в метро (грех совершен, обратного пути уже нет)
2) Прекращение финансирования программы помощи психически больным: никаких консультирований, лекарств и наблюдений за ними (верхушка решила бросить на произвол судьбы одних из самых слабых и беззащитных представителей Готэма)
В итоге, Артур Флек не находит понимание ни со стороны мамы, друзей с работы, правительства. Никто не признает его. Но он осознает, что после убийства трех молодых людей, его начали замечать. О нем пишут в газетах, простые обыватели вдохновляются его деянием. Артур невольно создает целое движение и культ. Естественно, что теперь главный герой нашел способ обратить на себя внимание. Он на сцене!

-2

Идея

Фильм буквально кричит во всю глотку, предупреждает и предостерегает нас. Ведь самое жуткое в фильме это реалистичность. Супергеройским жанром здесь и не пахнет. Подобная сортировка для такой истории будет сродни оскорблению.
История Артура Флека затрагивает несколько остросоциальных тем, про которые многие предпочитают молчать или относятся с пренебрежением.

Понимание - одна из самых важных деталей, которая помогает социализироваться человеку, понять, кто он на самом деле. Когда возникает недопонимание, мы можем испытать ряд неприятных чувств. Теперь представьте индивидуальность, которая живет с негативными волнениями постоянно. Артур Флек пал жертвой абсолютного недопонимания. Мама не поддерживает его идею стать стендап-комиком - "Комик должен быть смешным". Богатая элита была апатичной, когда урезали программу помощи психически больным. Томас Уэйн, его работники и простая уличная шпана проявили агрессию к главному герою из-за его заболевания.

Недостаток любви - тут абсолютно такая же история. Артур Флек хотел стать стендап-комиком, потому что мама всегда говорила ему: "Ты рожден приносить радость". Уже с детства главный герой поставил цель оказаться на сцене. Как мы знаем, люди со сцены любимы многими. Тем не менее, Артур из начала истории не относится к этой категории. Его боятся, считаю странным и над ним издеваются. Ожидание быть любимым и недостаток этой любви приводят к рождению ошибочных (негуманных) решений.

Гражданское терпение - в этом фильме проходит интересный политический подтекст. Как мы помним, мама главного героя весь фильм пялится в телевизор (зомбоящик) и твердит, что Томас Уэйн сделает город лучше. Артур Флек с самого начала не особо верит словам матери, а затем и вовсе видит в этом богаче грубого человека. Если представить, что Пенни Флек это жертва СМИ, а ее сын представитель бунтующего нового поколения, то сцена ее смерти приобретает символический характер.

СМИ - данный сегмент представлен газетами и вечерним юмористическим шоу. Роль СМИ в современной жизни критически важна. Они умело оповещают нас о разной информации, которая есть в мире, но иногда создают лишний шум... В фильме "желтая пресса" смогла из обычного убийства по причине превышения самообороны высосать грандиозный заголовок "Война против богачей". А "Шоу Мюррея" лишний раз хотели поднять свои рейтинги за счет невменяемости гостя. Тем самым они невольно вложились в раскрутку культа яркого психопата.

-3

Итог

Джокер - это фильм, не относящийся к супергеройскому жанру. Самостоятельная история с остросоциальными темами. На злобу дня. Есть мнение, что фильм романтизирует образ психопата. А где конкретно? Убийство неприятных молодых людей в метро и удушение мамы-мучительницы кажутся вам попыткой оправдать мотивацию? Артур проявляет сочувствие к другу-карлику? Он добивается успеха сквозь горы трупов? После фильма у меня не возникло такого чувства, Артур совершил много плохих вещей и это не выглядело романтизировано. Да, к главному герою можно проявить сочувствие и сопереживание. Не более.
Как я уже сказал, фильм пугает своей реалистичностью. Мы так часто бываем грубыми со своими близкими, чего уж говорить про незнакомых и непохожих на нас людей. Общество все еще черствое, поэтому остается лишь:
Smile though your heart is aching
Smile even though it's breaking