В эпохе Нового и Новейшего времени в большинстве государств в церковь отделяется, и в конституции практически любого государства указывается его светский характер, но, несмотря на полное обособление в церкви, каноническое право не стоит на месте и развивается, хотя и в рамках только определенной веры, оно продолжает в некоторых аспектах взаимодействовать с гражданскими правоотношениями, и развиваются в своей духовной сфере прибегая к помощи людям по их просьбе и необходимости, когда основные законы государства бессильны или мало регламентируют ту или иную сферу жизнедеятельности. Также необходимо отметить, что в ряде государств, в эпоху новейшего времени и нового времени мы наблюдаем такие государственные прецеденты в области духовной политики как пропагандирование атеизма, что является нонсенсом своего времени, так как в прошлом каноническое право не «замораживалось», а непосредственно сохранялось, соблюдалось и не утрачивалось, тем самым демонстрируя свою стойкость выносливост