Найти тему
КИНОМАННА

Новинки: "Джокер". Рассказ о неправильном клоуне.

Оглавление

"Джокер" Тодда Филлипса сейчас везде. В рекламе, в пабликах, в обзорах кинокритиков, в прессе обсуждается его влияние на общество, ему выдают награды, его связывают с террористами, его порицают и хвалят. "Величайший!", "Лучше Леджера!", "Гениально!" и другие восторженные комментарии. Как же меня отвлекает эта шумиха! Но фильм-то достойнейший.

Сюжет и заглавный персонаж

Фильм рассказывает о славном парне Артуре Флеке. Он работает клоуном, мечтает стать комедиантом, настоящим стендап-комиком. У главного героя нервное расстройство, из-за которого при малейшем стрессе у него начинается приступ неконтролируемого истерического смеха, и он вынужден посещать психиатра и принимать специальные препараты, окружающие видят в нем психа, и только. Жизнь каждый раз ставит Артуру подножки: жестокость общества, непонимание и пренебрежение окружающих, тающий на глазах рассудок... Последней каплей для него стал обман самого близкого человека и раскрытая тайна его происхождения. После того, как Артуру осталось нечего терять, он решил показать другую сторону своего безумия жителям Готэма.

-2

Не буду многословной. Главный герой жалок. Но не надо плеваться — так задумано! Артур Флек — типичное воплощение образа "маленького человека", доведенного до отчаяния, с легкой изюминкой из психических болезней (нелюбители русской классики, уж извините). Он безумен, его не понимают другие люди и он не понимает их. В стендап баре герой невпопад смеется над шутками комиков, вряд ли понимая их суть, сам же он сочиняет несмешные для большинства каламбуры. Он беден, инфантилен, смешон, худ и слаб, не может постоять за себя. Им пренебрегает общество, правительство, коллеги, простые прохожие и даже собственная мать.

Вся жизнь героя состоит из отчаяния, насмешек, бедности, пустых иллюзий. Тут и здоровый человек с ума бы сошел, чего же ждать от клоуна, у которого не все в порядке с головой. Мрак настолько сильно душит персонажа, что он сам вынужден искать в своем подсознании крупицы света, ведь привычная жизнь не может их дать. Все это копится внутри тщедушной души Артура и в конце разрывается с невиданной силой, делая его настоящим монстром, находящим счастье в убийствах и анархии. Но в конце концов он свободен и теперь никто над ним не будет смеяться. Вместо этого ему поклоняются.

-3
В течение сеанса я металась от сочувствия к персонажу, желания его поддержать, до какой-то мелкой брезгливости, а потом страха. Страха от того, что именно так и создаются бесчувственные чудовища. Они создаются из невзгод, желания стать чем-то большим и ненависти к окружающим. Общество само создает себе чудовищ.

А сколько в фильме комментариев к современности! Чем больше задумываешься о "Джокере", тем больше находишь тем, на которые хочется рассуждать и рассуждать. Помимо стандартного "злое общество — плохое общество", можно найти критику правительства, равнодушных политиков, революций, поп-культуры и простого человеческого цинизма и апатичной злости... И это я еще просто разминаюсь.

-4
Люди легко создали себе символ восстания против "лжи правительства" из убийцы, расстрелявшего трех человек. Как тут можно говорить о чем-то добром и светлом в обществе?

Актерская игра и режиссура

Да, Хоакин Феникс настолько же хорош, насколько говорят. Меня не покидает ощущение, что если бы я смотрела фильм в оригинале, то я удивилась бы еще больше. Но игра и пластика актера поразили меня в самое сердце. Похудевший на 25 килограмм Феникс вытворяет что-то невиданное, рассказывая историю каждой клеточкой тела, каждой мышцей и каждой нездорово торчащей косточкой. Танец — нечто такое сложное и простое в исполнении, движения актера без всяких слов характеризуют внутреннее перерождение героя от слабого Артура Флека до безумного Джокера. Смех, похожий на плач, — пугающий, жуткий, пробирающий до костей и одновременно вызывающий неподдельную жалость к этому сломленному человеку, не видевшему в этой жизни ничего, кроме боли и унижений.

-5

Другие актеры с таким мастерским перформансом просто меркнут, будь это хоть "тертые калачи" Роберт де Ниро в роли популярного шоумена Мюррея Франклина и Френсис Конрой, играющей мать Артура Пенни Флек, или же более молодые актеры вроде красотки Зази Битц, воплотившей на экране Софи Дюмон.

Теперь, кратко о режиссуре. Музыка — чудесна и иронична, саундтрек в нужное время протыкает чувствительное сердечко ржавой иголочкой. Камера Лоуренса Шера статична, но всегда ловит невероятно атмосферные кадры, неважно, говорим ли мы о грязном замусоренном Готэме, стоящем на пороге революции, или же о тусклых и серых зданиях больниц, коммуналках и кабинетах психиатров. Тодд Филлипс подчеркивает цветом психическое состояние героя, мастерски меняя цветовую гамму.

Начало — грязные, серые цвета, будто осязаемые, буквально наваливаются на героя, вгоняя в нехилую депрессию, кульминация — добавление в кадр солнца, буйство ярких красок и переход к каноничному цветастому одеянию Джокера, финал — дуэт красного и белого, кровь и спокойствие, умиротворение. Артур нашел счастье в "темной" стороне своей души.
-7

Связь с комиксами

Со мной в зале сидел пацан лет тринадцати, и он весь сеанс пытался вдолбить своему старшему братцу, в чем тут соль. "Вот Томас и Марта Уэйн, родители Бэтмена. Заткнись ты, самого Бэтмена тут не будет. А вот Брюс Уэйн. Ну да, Бэтмен. Но это только в будущем. Да не будет тут Харли Квинн!". Это раздражало. Во-первых, я не люблю, когда меня отвлекают во время просмотра, а во-вторых, пацан долго не мог вспомнить имя Альфреда Пенниуорта, ему пришлось подсказывать.

-8

В целом, "Джокер" взял из комиксов значительную часть, переработал ее и чуть отгородился от вселенной "DC", заявив, что это не тот культовый противник Бэтмена. Режиссер Тодд Филлипс подчеркивал это не раз, говоря, что Артур — идейный вдохновитель "настоящего" Джокера, но никак не он сам. Это и видно по фильму. Не может деятельный, анархичный криминальный гений и манипулятор вырасти из этого зачуханного безумца, не понимающего людей и их психологию.

Как пошутил Александр Трофимов, если запереть Джокера Леджера и Джокера Феникса в комнате с одним карандашом, то понятно, кто из них выйдет победителем.
-9

Эффект завышенных ожиданий

Как. Меня. Бесят. Эти. Восхваления. Нужно отписаться от всех этих дурацких тематических пабликов, в которых до сих пор слезливо скорбят по Тони Старку и Муфасе и пережевывают комментарии с лучшей диванной критикой типа "Капитан Марвел говно" и "ДиСи лучше Марвел патаму шо там мрачнее".

-10

Впрочем, это стало лишь каплей в море. О "Джокере" пели все: по ящику, в пресловутых пабликах, на Венецианском кинофестивале... И везде одно и то же, все хотели урвать кусочек славы на хайповой теме. Из-за этого у меня были завышенные ожидания к фильму, которые не дали мне сполна насладиться картиной. Видимо, мне перед громкими премьерами нужно отгораживаться от мира. На полгода, не меньше.

Итог. Понравилось или нет?

Безусловно. Фильм — главный претендент на самые высокие награды, его уже многие называют культовым и новой классикой (опять же, я отчасти согласна, но эти перегибы с лестью... фу). Но, давайте отгородимся от этих критиков и кинофестивалей.

Прежде всего, "Джокер" — глубокая, невероятно проработанная и при этом простая для понимания драма (я бы даже сказала чуть ли не древнегреческая трагедия) об одиночестве, сумасшествии, предательстве и жестокости с восхитительной игрой Хоакина Феникса. Это нужно видеть, правда.

А что вы думаете о фильме?

-11

Друзья, ваши лайки мне милее "Колдрекса" и чая с облепихой в эти холодные осенние денечки. Обещаю в ближайшее время выпустить обзор на "старый" фильм. Обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить!

-12