Найти в Дзене

Пальмы в Астрахани и Пекине. Разбираем

Всем привет!

Тема, которая чуть не сломала мне мозг: пальмы в Астрахани и Пекине. Ссылка на статью "альтернативщика" https://zen.yandex.ru/media/volpartala/palmy-v-kitae-kak-eto-obiasnit-5d713c53fbe6e700ade4930c.

Итак, с целью доказать, что раньше в России было тепло и росли пальмы, "альтернативщики" периодически выкидывают в сеть фото и картины, где пальмы, не характерные для нашего климата, растут в различных городах России (кстати, про пальмы в Петергофе я уже писал ранее, можно глянуть мои статьи). В этот раз "альтернативщики" нашли пальмы в Астрахани и Пекине. А потом, по их мнению, случилась катастрофа и климат России резко изменился. Разберем.

Первым доказательством "автор" предлагает нам гравюру, которая им подписана как "гравюра Герритса Деккера, которая датируется 17 веком. Её наименование «Ужасные казни в Астраханском замке», гравюра размещена в книге Я. Стрюйса «Три достопамятных и исполненных многих превратностей путешествия…" На ней несколько пальм и подпись, что это Астрахань. Не один час я потратил, чтобы разобраться. Знаете почему? А потому что этот художник отродясь не рисовал ничего подобного. Есть в его работах пейзажи, есть ткацкие мастерские... А вот этой гравюры нет. Поэтому ищем дальше. Материал очень скудный, но что-то меня все время смущает в гравюре. Потому что ни под одним названием эта гравюра не "гуглится". Наш сектор Интернета стал называть ее "Бесчинства казаков Степана Разина в захваченной Астрахани", но даже это название дает ссылки только на отдельные презентации по темам казачества. Не говоря уже о том, что к гравюре это название вообще отношения не имеет. И вот, я нахожу, что именно меня смущало. Сейчас последовательно даю 3 ссылки на эту гравюру и пишу, в чем различие:

1. https://antikvaria.ru/wa-data/public/shop/products/65/39/3965/images/14874/14874.970.jpg - наверху по-французски написано "Horrible maffacre dans la forteresse d Astracan". Примерный перевод совпадает с тем, что указал "автор".

2. http://2.bp.blogspot.com/-PB1Tb14HwJA/Ut22qOO280I/AAAAAAAAAb8/wTsQnzjOrgk/s1600/768CoqSm.jpg - наверху надпись по-голландски "Schrickelycke Moorde int Slode vait Astracan". Тот же самый перевод.

-2

3. http://history-doc.ru/wp-content/uploads/2018/01/vziatie-Astrahani.jpg - наверху надписи нет.

-3

Понимаете к чему я веду? А к тому, что есть как минимум 3 издания книги, и на одном из них интересная нам гравюра никак не подписана. И судя по качеству рисунка, именно не подписанная вышла раньше всех. Конечно, это умозрительный вывод. Поэтому копаем дальше. И находим: издание 1682г, в нем вообще нет ни одной гравюры. Зато есть глава под названием "Horrible maffacre dans la forteresse d Astracan", в которой описываются события из истории города (вот ссылка, на лицевой обложке есть дата латиницей https://books.google.ru/books?id=1-zViX33aCIC&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false). Таким образом, все сходится: гравюры к книге были добавлены позднее в качестве наглядной иллюстрации. Кстати, следующее издание книги вышло в 1719г (французское), а голландское в 1746г.

Дальше, снова гравюра с видом на Астрахань. Слева изображение пальмы. Теперь сравниваем две гравюры: 1.https://www.favland.org/pimage/519813981984531134/%D0%90%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%8C-1692%D0%B3-%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0-%D0%BF%D0%BE-%D1%80%D0%B8%D1%81-%D0%9A-%D0%91%D1%80%D1%83%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%B8%D0%B7-%D0%BA%D0%BD-Voyages-de-Corneille-Le-Brun-par-la-Moscovie-en-Perse-et-aux-Index-orientales-Tome-1-1718-p-92-93/ - гравюра 1692г, Корнелиус Брюин, голландский путешественник.

-4

2.https://www.salvabrani.com/pimage/123286108525202753/%D0%90%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%8C-1838%D0%B3-%D0%A4-%D0%98-%D0%9B%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%8E%D1%80%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8/ - гравюра от "автора".

-5

Вид на Астрахань на обеих гравюрах с одной и той же точки. Тут же аналогичное расположение церквей, река, даже человек с верблюдом. Вот только у более ранней гравюры никакой пальмы нет. Отгадка проста: версия "автора" - французская работа 1838г, издана в Париже в коллекции "Города мира". Взяв за основу старую гравюру, художники XIX века добавили своё понимание. Ведь в Астрахани, в отличие от Брюина, они не были.

И последняя картина: гравюра Пекина и тоже с пальмами. Сразу отмечу: "альтернативщики" категорически не указывают источник информации. Но снова ищем. И единственное упоминание про эту гравюру мы находим по ссылке https://raremaps.com/gallery/detail/44162/peking-medau-co . Странно: указан только год (1830г) и стоимость (145 долларов). Ни автора, ни страны изготовления... Зато ниже читаем: " Decorative view of Peking". Или на русском: "Декоративный вид Пекина". Собственно, слово "декоративный", вкупе с отсутствием какой-либо достоверной информации, сразу нивелирует значимость гравюры.

В завершение отмечу: все три гравюры, что привел "автор" представляют из себя сплошной закольцованный сюжет. Каждый из вас может проверить и убедиться: все ссылки перебрасывают с одного "альтернативщика" на другого. Мне понадобилось потратить весь день, чтобы обработать эти гравюры. Конечно, нельзя сказать, что это фейки. Это просто наглядные пособия, которые не несут в себе достоверность. И можно понять тех, кто когда-то их создал: им же и в голову не могло прийти, что однажды появятся люди, которые начнут придумывать теории про изменение климата в XIX веке. Ну а мы знаем, что такие люди есть, называем их "альтернативщиками" и по-прежнему проверяем все, что они нам вешают на уши.

Следующая моя статья про гравюры Пиранези: "альтернативщики" постоянно видят на них "прошлые цивилизации" https://zen.yandex.ru/media/id/5b952293c586d600aa838ce2/alternativsciki-ostavte-piranezi-v-pokoe-5d9c50c1433ecc00ade3c435