Януш Леон Вишневский, пожалуй, самый знаменитый польский писатель последних десятилетий. Уже его дебютное «Одиночество в Сети» три года не выходило из списка бестселлеров, только в Польше было продано более 300 тысяч экземпляров. Мы попросили пана Януша вспомнить о своей учебе в морской школе, рассказать о родителях и о том, каково детство на вкус, а также поделиться рецептом борьбы со страхом.
Без чего не бывает настоящего детства?
Без игры. Я знаю людей, у которых детство прошло без родителей, но они были счастливы – вопреки всему. Потому что с ними были их игры.
Кем вы мечтали стать в детстве?
Когда я был маленьким мальчиком, конечно же, хотел стать пожарным, мне нравилось, как они съезжают по шестам и укрощают огонь. Позже хотел путешествовать, быть моряком. Эта мечта осуществилась: в 14 лет я поступил в морскую школу, плавал на огромных кораблях, побывал на разных морях. А вот кем я точно не хотел быть, так это политиком. Мне было лет десять, когда папа заявил: «Если не будешь учиться, станешь политиком». Я испугался и стал усердно учиться.
Что предпочитали – мультфильмы или книжки?
Книги. Есть мультфильмы и фильмы, которые лучше книжек, но их очень немного, по-моему.
Какое ваше любимое время года в детстве и сейчас, почему?
Лето. Конечно, я и зиму люблю, мне нравится кататься на лыжах, но всегда жду лета. Потому что не хочу носить кучу одежды, хочу короткие брюки, шорты и свободу!
Кто был вашим кумиром в детстве?
Это интересный вопрос. Я бы хотел быть похожим на свою маму. Папу я тоже любил, он много интересных вещей открыл для меня, но кумиром для меня всегда была мать. Я вырос в бедной семье, именно мать была ее опорой. Она очень сильная.
Ваша заветная детская мечта?
Увидеть мир, путешествовать. Она исполнилась. Потому что я не сидел сложа руки в надежде, что мое желание сбудется само собой, но работал в нужном направлении. Все свои мечты я обращаю в проекты и планомерно их реализовываю.
Самое любимое лакомство в детстве?
Помню, мы покупали мороженое на деревянных палочках – «Калипсо». Этого вкуса уже нет, есть тысячи других видов мороженого, но «Калипсо» среди них вы не найдете. Может, дело в том, что в то время в Польше сладостей было не так много, поэтому мы умели их ценить.
Если бы у вас была возможность написать письмо самому себе в детство, какой совет вы бы себе дали?
Я бы сказал: «Януш, ты должен быть умным, если будешь много знать, навсегда избавишься от страха». Этот совет, кстати, я получил от отца. Он всегда хотел, чтобы мы хорошо учились в школе и добились в жизни большего, чем он сам.