Имеются в мире страны, где цветы, как бы хороши они ни были, не вызывают никакого интереса ни в ритуальном, ни в эстетическом отношении.
Африканские народы совсем не интересуются цветами. Они не выращивают их традиционно. Цветы не нужны им как украшение на голову, ни как жертва богам, ни как подарок своим близким. На Африканском континенте обычаи, связанные с цветами, скорее редкие исключения из общего правила.
Например, на Средиземноморском побережье Африки цветки жасмина сплетают в цепи или связывают в букетики, которые мужчины втыкают за ухо. В прибрежных районах Восточной Африки ценят розы. Но эти обычаи принес сюда ислам, и здесь их находят в тех же самых формах, что и в мусульманских странах Аравийского полуострова. В Южной Арабии бедуины соблюдают цветочные традиции, которые еще древнее, чем ислам. Мужчины там много думают о своей внешности: они носят украшение на голове из дикорастущего чернобыльника, руты и базилика или из жасмина и индийской гвоздики, которую они покупают на рынке.
Народы Африки не используют цветы и как украшение для дома. В их жилье нет места для цветочного украшения, так как нет ни одного предмета мебели, на котором цветам нашлось бы подходящее место. Так, интерьерные композиции поселились в домах европейцев только в семнадцатом веке, когда в дома вошли столы, консоли, приставные столики и передвижные сервировочные столики. Большие тропические леса Африки с их пышной растительностью бедны на цветы. Саванна также скудна ими. Хотя во время дождей она покрывается цветами, но они быстро вянут. На первый взгляд, можно сделать вывод: там, где в природе встречается мало цветущих растений, люди, со своей стороны, также мало ими интересуются.
Но и в других районах планеты, особенно в дождливых лесах Амазонки, где рост цветов особенно пышный, цветы не вызывают большого интереса. Это относится даже к орхидеям, которые цветочными каскадами ниспадают вниз. Только индейцы одного племени иногда вставляют себе цветок за ухо, следуя капризу мгновения.
Первые цветочные магазины. Цветочные художники во Франции конца девятнадцатого века создавали, независимо от политической ситуации, цветочные композиции, которые никогда не увядали. Для своего творчества они постоянно нуждались в прекрасных живых моделях. Один из них, Пьер-Джозеф Редут, придворный художник вначале Марии-Антуанетты, затем королевы Жозефины, а позднее пришедших к власти Бурбонов, прославился своими картинами роз. Свои модели он мог срывать в королевском парке или ботаническом саду. Однако, когда он лишился этой привилегии, он был вынужден покупать цветы для своих этюдов, как и все остальные художники. Так началась его дружба и сотрудничество с мадам Прево, владелицей крохотного цветочного магазина вблизи королевского дворца.
Она подбирала для него редкие экземпляры цветов, а он давал ей рекомендации по составлению композиций, высоко оценивая ее как ее талант, так и хорошее качество товара. На сегодняшний взгляд ее композиции и букеты выглядели незатейливыми, но сам факт ее деятельности повлек основополагающие изменения во флористике. По примеру мадам Прево скоро были открыты дюжины цветочных магазинов. К сожалению, только немногие продавцы переняли ее привычку регулярно менять воду в ведрах и вазах, чтобы цветы стояли дольше. Речь об этом шла, как о прогрессивной новинке. Тогда в моде были аранжировки плоской или пирамидальной формы. Стебли часто не имели никакого значения: только цветки, плотно прижатые друг к другу, создавали пеструю мозаику красок. Букеты, как в магазине у мадам Прево, редко можно было встретить тогда в продаже.
Во Франции в 40-ых годах девятнадцатого века цветочная торговля стала дифференцированной. Была распространена торговля цветами с передвигающихся тележек. Позже появилась возможность предлагать товар в надежных, арендованных у города, ларьках.эти магазинчики процветали, так как их хозяйки имели привилегию поставлять украшения для алтаря в церкви.
Вскоре в Париже повсеместно появились дорогие элегантные цветочные бутики, в которых можно было купить живые цветы. В таких бутиках роскошно оформляли витрины, которые и днем и ночью выглядели впечатляюще. В это время газовые фонари придавали цветам почти сказочное мерцание. Очень скоро среди цветочных художников появились первые теоретики цветочной аранжировки. Один из них Жюльен Ляшаум, который совершил революцию, написав статью об искусстве цветочной композиции натуральных цветов. Его статья состояла из умных советов в отношении гармоничного равновесия гардероба, аксессуаров, прически и маленького букета, который держат в руке.
Искусство цветочной аранжировки стало бы невозможным без технического обеспечения самых смелых фантазий флористов.