Но жизнь, вернее, творческая практика рассудила иначе. Перенесемся сразу на несколько лет вперед.
Однажды в коридоре студии имени Горького актриса встретила режиссера Юрия Егорова, он тогда снимал фильм "Добровольцы". "Нонна, сказал он ей выручи. Надеть брезентовую робу и иди в павильон. Там установлена декорация шахты метро. Сядь, там и пей молоко из бутылки. Больше от тебя ничего не требуется". Мордюкова не только охотно согласилась исполнить эту крошечную роль, но здесь же в коридоре показала режиссеру, как она будет сидеть шахте с бутылкой молока и громко только фальшивое петь арию Кармен о любви, как у Сашки крылья этот эпизод из фильма добровольца у каждого остался в памяти он согрет с чудесным актерским юмором.
И сочные, комедийные краски, оказались совсем не чуждые актрисе. Недаром еще, будучи студенткой, она сыграла в мастерских своих преподавателей Пыжовой и Бибикова роли Катерины в "Грозе" Островского и Анны Андреевны в "Ревизоре" Гоголя.
Героические амплуа не стали основным в творчестве Мордюковой. Хотя, повторяю, для этого у актрисы были все данные. Но работа актера зачастую протекает в ожесточенной борьбе с самим собой, со своим природными наклонностями, со своей индивидуальностью. Спеть как поют люди, лишенные слуха, Кармен, обладая на самом деле прекрасным музыкальным слухом еще не самое трудное. То что Мордюкова умеет петь, убеждает нас незабываемая сцена из Молодой гвардии, где Ульяна Громова, истерзанная пытками, в фашистском застенке, говорит:"Мы сейчас за спиваем". Сначала песня звучит как стон, прерываемая мучительными, спазмами в горле, потом она крепнет и растет и чистый голос, Ули ведет за собой хор подруг, поющих "Дывлюсь я на небо....".
Гораздо труднее для актера "переступить" через все что вошло в кровь и плоть с детских лет. Чувство товарищества, дружбы, привычку жизни в коллективе.
Гораздо труднее сыграть молодую женщину, свою сверстницу, но отравленную ядом стяжательства, покорную дочь родителей, которые отгородились от новой жизни высоким забором и крепкими стенами дома. Тем не менее эта роль, роль Стеши из фильма "Чужая родня" (1955 года) принесла, Мордюковой первый большой успех. В борьбе с собой актриса вышла победительницей.
Здесь мы столкнулись с другим, прямо противоположенным опытом актерской работы, когда жизненная и актерская ситуации не только не пересекаются, как это было с ролью Саши Потаповой.
А напротив круто расходятся в разные стороны. Актрисе удалось самое трудное раскрыть духовный рост женщины, меняющей взгляды на жизнь. Вот Стеша с неулыбчивым лицом, убранная в белую подвенечную фату. Павой выплывает в танце на середину горницы. Вот Стеша домовитая хозяйственная, молодая жена. Ее сильные руки легко подбрасывают в воздух пудовые старинные шубы, извлеченные из сундуков и, или нежными, ласковыми движениями увязывают в платок завтрак для мужа, тракториста Фёдор Соловейко. Казалось все предвещает счастливую жизнь молодоженам.
Но постепенно быт семьи стяжателей Ряшкиных становится невмоготу Федору. Он видит, что его Стеша такая добрая, красивая, чем то неуловимо начинает становиться похожей на своих родителей. Замечает это и зритель. В ласковых интонациях голоса молодой женщины чудится елейное приторность речей мамаши в скупой улыбке кривая ухмылка самого Ряшкина. Так незаурядное мастерство актрисы позволяет ей будто невзначай обнаружить портретное сходство с родителями. Назревает конфликт Федор, решает уйти от жены.
Отчаянно, по-бабьи крикливо, бесстыдно упрекает его Стеша. Потом наступает какой-то отупение. Горе сгибает молодую женщину. Актриса резко меняет облик. И не только внешне: вместе с платком укутавшим голову потухают глаза Стеши. Следуют длинные безмолвные планы лица героини самое трудное для актрисы, не прибегая к словам, нужно сыграть мучительное неотвязное раздумье дочери, впервые усомнившейся в правоте родителей. Глубокие тени залегают на лице Стеши, словно заостряется черты. Конечно, во многом здесь помог оператор соответствующим образом выскочившей лицо героини, но никакие ухищрения операторского мастерства не заставят зрителя поверить в правду чувства, если их не сыграет актриса. И Нонна Мордюкова превосходно доносит с экрана это молчаливые и трудные думы Стеши. Поэтому веришь в ее слова, обращенные к родителям: "От людей отвадили, старухой сделали".
Перелом в развитии образа точно намечен актрисой. В последних кадрах фильма Стеша, уйдя из родного дома с ребенком на руках переступает порог своей новой комнаты. Она еще насторожена и, расставив локти, оберегает дочь от чужих взглядов. Но это уже совсем другой человек, как бы только, что оправившийся от тяжелой болезни, начинающий ходить. Как ни разнообразны сыгранные роли Мордюковой им всегда присуще одно характерное качество человеческой натуры гордость.