Найти в Дзене
Колхоз Ордер

Простые и подвижные полки для игрушек в стеллаже

Оглавление

В заметках про обустройство детских комнат много внимания уделяется ящикам и всяким контейнерам, предоставляющим широчайшие возможности для свалки, скрытой от глаз родителей. Что в свою очередь, дарит им иллюзию порядка.

Однако,

Во первых, порядок это не столько внешний лоск, сколько привычка определять всему подходящее место и следовать установленным правилам;

Во вторых, это предполагает место для некоторой эстетики. То есть не идеальный склад с радиометками за стенками шкафов, а какие-то элементы интересной и подвижной жизни. и это не обязательно один выбранный родителями мягкий медвежонок на одной полке. Ребенку возможно тоже хочется иметь выставку, раз взрослые выставляют свои вазочки повсеместно.

В третьих - эргономика. Для ребенка игровая комната сродни родительской мастерской/кухне/кабинета. Он трудится и познает мир, значит инвентарь нужен под рукой, а не на дне одного из 7 контейнеров.

В четвертых - многие вещи из взрослой жизни предполагают аккуратное обращение. Фужеры складываются образом, отличным от пластиковых контейнеров и знакомство с этой разницей начинается в совсем юном возрасте.

Отсюда естественным образом вытекает мысль предоставить в распоряжение ребенку набор удобных горизонтальных поверхностей, где он будет размещать (сначала совместно с родителями, а затем их сам отстранит) игровой инвентарь, актуальный на текущий момент.

Тут есть такие факторы:

- Вертикальный объем должен быть ограничен, во избежание соблазна навалить кучу. Ну и для экономии места.

- Для самостоятельных операций достать/убрать основная часть должна быть размещена в пределах роста.

- Габариты актуальных игрушек меняются очень быстро (в зависимости от текущих увлечений, но и долговременно: машинки - от больших к маленьким, домики - наоборот). Поэтому рассчитать все сразу - тут точно не взлетит.

- Рядом с основными предметами часто живут (совместно применяются) дополнительные, например ящички с детальками для конструктора вместе с готовыми поделками, навесное оборудование к машинкам, человечки/солдатики и так далее. Если они хранятся далеко и нелогично - тоже будет свалка. Это требует комбинации полочного и ящичного подходов в одном месте.

- По мере взросления вся структура неизбежно поменяется. А может быть и вся мебель. Поэтому, высокотехнологичные решения тут вряд ли оправданы.

Сегодня размеры установлены вот так (4 вставных полки из мебельных щитов). Завтра, скорее всего, уже будет по-новому.  Опоры самой верхней имеют проставки, одолженные из ящика с кубиками.
Сегодня размеры установлены вот так (4 вставных полки из мебельных щитов). Завтра, скорее всего, уже будет по-новому. Опоры самой верхней имеют проставки, одолженные из ящика с кубиками.

Основные дизайн-решения на основе этих факторов

- Лучший базовый фреймворк (обеспечивающая конструкция) - книжный стеллаж без дверок. Если уже имеется книжный шкаф - нижние дверки можно на этот период снять. Глубина шкафов предназначенных для книг (30-40 см) позволяет разместить по длине большинство крупных машинок и домики из конструктора (например Lego, на строительных пластинах).

- Изначально высота полок оптимизирована под книги (25..35 см). Это избыточно для наших задач, но именно это пространство мы и будем делить.

- Все пространство куда дотягивается ребенок отдается под его текущие увлечения.

- Самый нижний ярус - под большие ящики (кубики, конструктор, крупные бесформенные игрушки), чтобы их можно было легко "стянуть" на пол.

- Все что выше, до уровня вытянутой руки - делится на временные полки, легко регулируемые под экспозицию.

- Остальное пространство вверх - на вырост, или предметы используемые совместно с родителями (например для возраста 3-4 года это пазлы и половина книг).

Осталось дело за малым - добавить полок и обеспечить регулировку по высоте.

Полки (длина на 2 мм меньше внутренней ширины проема)

1. Съездить в строительный магазин с распиловкой (Леруа-Мерлен, Касторама и т.д.), там всегда есть и ДСП и сосновые щиты шириной 30 см. Там же нарезать, при этом остаток - также порезать на 2 или 4 части - он пойдет на опоры.

2. Нарезать самостоятельно из ДСП или мебельного щита (второе - значительно проще)

3. Склеить из гофрокартона (если пилить нечем). Для этого нужна большая коробка, позволяющая линии гофры разместить вдоль полки. Склеивать "оборачиванием", а не "гармошкой" - это даст вертикальные ребра жесткости. Для этого надо аккуратно разметить и продавить линии сгибов углом длинного бруска. Затем можно оклеить веселенькими салфетками например.

По мне самый лучший вариант - мебельный щит, тем более что опорная мебель тоже сосновая. Его просто пилить, можно "одолжить" для других игр (домик построить или горку для машинок), либо вообще забрать для других поделок если в магазин ехать неохота.

Но для типовой нагрузки описываемых сценариев (куклы/машинки, домики из конструктора, ящички с инвентарем) вполне хватит прочности картона, если его правильно склеить, обеспечив толщину ~ 20 мм.

Опоры

1. Можно пойти традиционным путем - насверлить отверстий под 5мм переставные полкодержатели (как в Икеевской мебели). Но это оффтопик, т.к. процесс слишком отдает водопадной моделью проектирования. Схемы, расчеты....,

2. При нарезке полки из щита - опоры образуются естественным образом из обрезков (см верхнюю картинку).

3. "Одолжить" у ребенка из кубиков. Родители же наверное позаботились чтобы у него не только материал на стены был (собственно кубики, обычно 40мм) но и на перекрытия ? Если позаботились - то детали перекрытий могут поиграть роль стен.

Если нет - ну, придется взять 8 кубиков (и смириться с потерей 40-50 мм ширины).

4. Есть такие крупные Лего-подобные (кнопочные) конструкторы, но с Лего несовместимые. Для вольного творчества прочности крепления деталей недостаточно и ребенок довольно быстро из них вырастает, для строительства все же Lego Duplo в разы лучше. А вот стены "адаптивной" высоты - нормально. Вот это уже полный Agile процесс, гибко реагирующий на новые требования заказчика.

Полку лучше делать в распор. Это картонное перекрытие - случайный (хотя и достаточно прочный) эпизод - мысль для другого шкафа пришла после 00:00 часов, когда пилить уже было нельзя, а откладывать на завтра не хотелось. Но концепция понятна.
Полку лучше делать в распор. Это картонное перекрытие - случайный (хотя и достаточно прочный) эпизод - мысль для другого шкафа пришла после 00:00 часов, когда пилить уже было нельзя, а откладывать на завтра не хотелось. Но концепция понятна.
Бюджетный источник:  конструкторы Bauer и Полесье. Картинки из дома и с сайта производителя https://www.polesie-toys.com/cat/stroitel/
Бюджетный источник: конструкторы Bauer и Полесье. Картинки из дома и с сайта производителя https://www.polesie-toys.com/cat/stroitel/

5. Для поклонников дизель-панка можно рассмотреть различные примеры мебельных ножек или анкерные болты. Но лично мне кажется эта эстетика несколько преждевременна для рассматриваемого возраста.

Общий план. Тут видна полка из ДСП на дощатых опорах и картон на конструкторе. Есть место и для крупных машинок/построек и для ящичков
Общий план. Тут видна полка из ДСП на дощатых опорах и картон на конструкторе. Есть место и для крупных машинок/построек и для ящичков

Слева - специальный узкий стеллаж с переставными полкодержателями, про него ранее написано отдельно. А когда все выросли из пестроты - адаптируем концепцию к готичным сервантам.

В общем, надо не стесняться пробовать разнообразные конструкции, не обязательно технически/эстетически безупречные. И смотреть чем ребенок будет пользоваться и как. И искать дальнейшие пути развития.