Найти тему
Выводы на чистоту

МЕЧЕЛ ПУСКАЕТ ПЫЛЬ В ГЛАЗА

Прогремевший в СМИ благодаря Светлане Радионовой АО "Торговый порт "Посьет" в Приморском крае (управляется ООО "УК Мечел-Транс") надзорные органы регулярно ловили за руку и прочие выступающие части на серьезных нарушениях. Однако что-то постоянно шло не так, и "Посьет" плевать хотел на предписания и "серьезные разговоры" с госчиновниками. Впрочем, возможно, "Мечелу" как раз удалось достичь полного взаимопонимания с приморскими чиновниками. Российские законы и интересы жителей при этом никак не учитывались.

👉🏻 Вот только в июле этого года на внеплановой проверке Тихоокеанское морское управление Росприронадзора накрыло "Порт "Посьет" на загрязнении водных объектов, и велело привести в порядок территорию причалов №1 и №3, которые были завалены просыпанным при перегрузке углем. За месяц до этого на территории порта побывал губернатор Кожемяко вместе с хозяином "Мечела" г-ном Зюзиным, которые как раз с важным видом обсуждали меры для защиты экологии.

После напоминания о 4 млрд рублей инвестиций Кожемяко "забыл" даже пожурить "Посьет" за нарушения. Посетовал только, что в отличие от стивидоров в Находке, "Посьет" до сих пор не подписал Соглашение об экологической безопасности.

Между тем, еще марте там же Роспортебнадзор обнаружил, что разрекламированные стивидорами "мероприятия по пылеподавлению" компания ведет как-то странно: никакого контроля за эффективностью работы водяной пушки нет, когда именно и как она работает - никто не знает, и даже расход воды на нее вообще не учитывался. Тут, в общем, логичный вопрос - пушка реально работала, или ее включали только перед визитом проверяющих? Потому что жители Приморья, как мы помним, крайне невысокого мнения о "мероприятих" стивидоров, которые качество воздуха там странным образом, невзирая на все "поливалки", ничуть не улучшили.

Перед этим Росприроднадзору пришлось несколько раз на внеплановых проверках напоминать АО "Торговый порт "Посьет" о выданном еще в ноябре 2017 года повторном предписании - оборудовать свои территорию обязательными по закону сооружениями для защиты водного объекта от загрязнения и истощения. Но несколько лет компания работала без этих сооружений и кормила Росприроднадзор завтраками.

☝️В прошлом году выяснилось, что приморская фирма "Мечела" плюнула на обязательный мониторинг подземных вод на своем участке и забила на геологоразведочные работы для оценки запасов питьевых подземных вод, которые должна была представить на госэкспертизу. Учитывая, что лицензия компании выдана 27.11.2013, а эти документы на экспертизу по закону надо представить в течение трех лет - Росприроднадзор очень нежно обращается с "Торговым портом "Посьет".

Но с другими ведомствами дело обстоит так же. Вот Ространснадзор в том же 2018 году нашел в "Посьете" 9 нарушений - ровно столько же, сколько в ноябре 2017-го. И ничего. Роспотребнадзор уличал "Посьет" в нарушении статьи о санитарно-защитной зоне, Ростехнадзор - в нарушении требований промышленной безопасности. В 2016-ом РПН нашел у стивидора целый букет нарушений - так, вся территория компании была покрыта угольной пылью, в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещении вообще не был указан угольный мусор с территории складов, обязательные лабораторные исследования класса опасности таких отходов не произведены, паспортов отходов инспекторы также не увидели.

Документы на пользование водным объектом (а он, разумеется, использовался стивидором на полную катушку) у компании не было, поэтому, видимо, и никаких защитных сооружений на береговой линии и воде - тоже. Интересно, а если бы порт вот так по-корсарски захватил не "Мечел", а мелкая, никому не известная фирма - ее хозяин уже сидел бы в СИЗО с реальной перспективой провести несколько лет в скучной камере без яхт и личных бизнес-джетов?

Объяснение всему этому простое - "Мечел", обласканный слепотой надзорных органов, даже не чешется исправлять свои косяки. Потому что ему за них все равно ничего не будет.

...Правда, с антимонопольщиками испытанная "Мечелом" схема дала сбой. УФАС в 2017 году выяснила, что "Порт Посьет" химичит с пропусками для торговых судов - особенно иностранных: к примеру, суда "Пасифик Эдженси" в порт компания Зюзина не пустила под предлогом отсутствия между ними договорных отношений - а во сколько обходятся такие проволочки никому говорить не надо. Наверное, "Пасифик" мог бы решить проблему полюбовно с руководством "Посьета", но почему-то не стал, и отпраивлся в ФАС.

☝️При этом никакой информации об условиях выдачи пропусков "Посьет" вообще нигде в публичном пространстве не размещал, а на предписание УФАС оскалил зубы и бросился в суды - защищать возможность безнаказанно царствовать на трех причалах. Правда, суды вняли голосу закона и давать царские полномочия компании Зюзина не стали.

Так же свободно - без оглядки на российские законы - ведут себя и остальные компании "Мечела". ❗️Так, в ООО "Мечел-Транс" в прошлом году на плановой (!) проверке Ространснадзор нашел полный бардак, который зафиксировал документально в 10 нарушениях: были просрочены сроки поверок, освидетельствовнаие и промывка резервуаров тепловозов вообще не проводились, системы на них были неисправны, сроки службы давно истекли, а машинисты не проходили ни аттестацию, ни обучение - у некоторых даже профильного образования не было. Стрелочные механизмы на путях были неисправны, у дежурных по переезду не было ни сигнальных рожков, ни красных повязок, ни переносных красных щитов.

В "Мечел-Транс Восток" обирали рабочих, незаконно вычитая у них деньги из зарплаты, заставляли работать в выходные, при увольнении не выдавали расчет и не отдавали трудовые книжки. "Порт-Мечел Темрюк" в Краснодарском крае в этом году с нарушениями использовал причалы № 2, № 5 и 6.

В АО "Порт Камбарка" год назад также на плановой проверке Ространснадзор зафиксировал 17 нарушений - и это страшно, когда на железной дороге работают такие рукожопы, как сотрудники мечеловской фирмы. Потому что и там были аварийные стрелочные переводы - с которых, видимо, "несуны" сняли часть оборудования, отсутствовали необходимые знаки и сигнальные столбики, шурупы "умельцы" заменили костылями, и тд. Неудивительно, что в июле 2017 года с работником "Порта Камбарка" произошел несчастный случай, но сообщать об этом в Гострудинспекцию никто не стал.

🧐 В общем, о работе предприятий "Мечела" можно написать книгу - и каждая ее строчка будет о нарушениях российских законов.

Напомним, что председателем Совета директоров ОАО «Мечел» является Игорь Зюзин, ему же принадлежит более 50% акций компании, еще около 33% владеет Deutsche Bank Trust Company Americas.