Найти тему
Чемпионат

В 2002-м Шумахеру подарили победу. Его сопернику дали такой приказ из боксов

«Феррари», находившаяся в глубоком кризисе два десятка лет, в 2000-м наконец вернула себе статус сильнейшей команды – и на протяжении пяти сезонов во главе с Михаэлем Шумахеромбыла непобедима. Напарником немца все эти годы был Рубенс Баррикелло, но если Шумахер коллекционировал победы и титулы, то бразильцу доставались крошки с чемпионского стола. За рулём быстрейшей машины Баррикелло за шесть сезонов выиграл всего девять гонок, причём почти все эти победы были одержаны в отсутствие или с позволения Шумахера. Одной из немногих заслуженных могла стать победа в Австрии в 2002-м, но тогда «Феррари» заставила Рубенса отдать первую позицию лидеру команды…

К тому моменту Баррикелло лишь раз финишировал первым, выиграв с 18-го места на «Хоккенхаймринге» двумя годами ранее (Шумахер в той гонке до финиша не доехал). Зато подиумов за пару сезонов в красном комбинезоне набралось без малого два десятка. Бразилец идеально подошёл «Скудерии» на роль второго пилота: он не мог угнаться за Михаэлем, зато стабильно отбирал очки у его преследователей из «Макларена» и «Уильямса». А для счастья ему было достаточно уже того, что он выступает за лучшую команду Ф-1.

Что же до «Феррари» с чемпионской единичкой на борту, то она на старте сезона-2002 не оставила от соперников камня на камне. Шумахер выиграл четыре Гран-при из пяти, а в Малайзии после контакта с Хуаном-Пабло Монтойей на старте сумел прорваться с последнего места на третье. А вот Баррикелло на этом же отрезке довольствовался одним-единственным вторым местом в Имоле. Бразильцу потрясающе не везло: в Австралии, уйдя в бой с поул-позиции, Рубенс столкнулся с Ральфом Шумахером, в Малайзии лишился второго места из-за отказа двигателя, в Бразилии, лидируя, сошёл из-за проблем с гидравликой, а в Испании даже не смог стартовать – со второй позиции.

Так что на шестой этап сезона на тогда ещё «А1-Ринг» два гонщика «Феррари» приехали в разном настроении и с совершенно разными целями: Шумахер собирался увеличить свой и без того комфортный отрыв от преследователей в чемпионате, Баррикелло – наконец прервать невероятную полосу невезения. После неудачи в Барселоне бразилец пообещал своим болельщикам, что не опустит рук и обязательно наверстает упущенное в начале года. И действительно, с самого начала австрийского уик-энда Рубенс взялся за выполнение поставленной перед собой задачи.

-2

В первой тренировке Баррикелло опередил напарника на три сотых, но во второй пилоты «Скудерии» обменялись позициями в протоколе: Шумахер уехал вперёд на семь с лишним десятых. Однако в квалификации бразилец вернул себе бразды правления, перебив прошлогоднее время поула на полторы секунды и завоевав вторую поул-позишн в сезоне после Мельбурна, («Ягуар»).

Шумахер же не попал даже на первый ряд, пропустив на второе место «Уильямс» собственного брата. Отставание от Баррикелло составило более шести десятых.

На уорм-апе в воскресенье с утра Рубенс подтвердил серьёзность намерений не просто финишировать, но и одержать вторую победу в карьере, снова обыграв Михаэля – правда, разрыв между ними вновь сократился до ничтожных 19 тысячных. Три маленькие победы за уик-энд одержаны, и Рубенс был готов закрепить успех одной большой.

На старте Баррикелло сохранил лидерство и повёл гонку. Шумахер, оставив позади брата, не отставал от напарника, но и возможностей для обгона не имел. Возможно, «Скудерии» удалось бы по-тихому поменять своих пилотов местами за счёт пит-стопов, но тут на трассу из-за взрыва мотора у Оливье Паниса выехала машина безопасности. В итоге немец не только не смог отыграть позицию, но и вновь пропустил вперёд Шумахера-младшего в ожидании обслуживания в боксах, куда обе «Феррари» вынужденно поехали на одном круге.

После рестарта (машина безопасности задержалась из-за жуткой аварии Ника Хайдфельда и Такумы Сато) положение не изменилось: Баррикелло сохранил лидерство, Шумахер остался позади брата Ральфа. Вернуть утерянную позицию тогда ещё четырёхкратный чемпион мира смог лишь на 47-м круге, когда «Уильямс» поехал на свой второй пит-стоп. Что же до двух «Феррари», то те во второй раз побывали в боксах последними – на 61-м (Рубенс) и 62-м (Михаэль) кругах.

За счёт этого два красных болида после второй волны дозаправок оказались далеко впереди пары пилотов «Уильямса»: вышедший на третье место Монтойя уступал лидеру 20 секунд. Шумахер-старший, потерявший относительно Баррикелло пару секунд ещё из-за Ральфа, не мог отыграть их обратно, так что никаких предпосылок к борьбе за победу на последних кругах не было. Сомнений в том, что Рубенс выиграет эту гонку и на пару с Михаэлем принесёт команде победный дубль, не оставалось.

Если триумф бразильца в Хоккенхайме в 2000-м иначе как чудом не назвать, то здесь никто не спорил с тем, что Баррикелло по праву занимал лидирующую позицию. Бразилец впервые за два с половиной года был быстрее своего титулованного напарника, выпустив того вперёд всего на один круг, когда первым заехал на второй пит-стоп. Ответ за все неудачи старта сезона получался слишком уж хорошим. Видимо, именно так решили в «Феррари».

-3

По радио Рубенса попросили подумать о том, что Шумахер борется за чемпионат. Он подумал и справедливо решил, что шесть очков – неплохой результат для немца, с его-то преимуществом над соперниками. Монтойя шёл на четыре зачётных балла, Ральф – на три. Просьба повторилась, и бразильцу напомнили о сроке его контракта. «Тут мне всё стало ясно, – рассказал много позже Баррикелло. – Либо я пропускаю его, либо следующую гонку буду смотреть по ТВ».

Лидер гонки до последнего не желал прощаться с победой – со своей победой – и поднял ногу с педали газа лишь на выходе из заключительного поворота. Шумахер первым нырнул под клетчатый флаг. Так немец отыграл у гонщиков «Уильямса» четыре балла — очевидно, важнейшие из итоговых 94 очков преимущества. «После финиша Михаэль сказал мне, что и не подозревал о грядущей рокировке, но я-то знаю, что он был в курсе», — заявил Баррикелло спустя несколько лет.

А тогда – был оглушительный свист болельщиков и слёзы Рубенса на подиуме. Михаэль попытался исправить ситуацию, но сделал всё только ещё хуже: он надел на расклеившегося напарника бейсболку для победителя, чуть ли не силой вытолкал бразильца на верхнюю ступень пьедестала (тот, рыдая, отказывался от «подарка») и передал ему кубок за победу в Гран-при.

После гонки разразился небывалый скандал. Формально наказывать команду было не за что, и единственное, к чему сумела придраться ФИА – нарушение процедуры подиума, за что оба гонщика и «Скудерия» заплатили солидный денежный штраф. Результатом же стал запрет командной тактики, который был отменён вскоре после Гран-при Германии-2010 – где «Феррари» отличилась ещё раз, отдав победу Фелипе Массы в руки Фернандо Алонсо.

Читайте больше классных и полезных статей на канале "Чемпионата". Жмите сюда, чтобы подписаться.
Ещё больше интересного у наших друзей из Газеты.ру