"Эта картина была написана предположительно под впечатлением от истории судьбы художника Петра Михайловича Шмелькова. По рождению крепостной, он по счастливому случаю попавший в только что созданный Московский художественный класс, из которого впоследствии будет организовано Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его талант расцвёл во всём своём недюжинном блеске.
Он делал блестящие успехи, подавал большие надежды. За прекрасно написанную картину «Чтение евангелия в сельской церкви» 1843 он получает звание «свободного художника» и от хозяина «вольную».
Это счастливое течение жизни вдруг прерывается интригой одного из преподавателей и Шмельков, для того, чтобы выжить вынужден пойти учителем рисования в кадетский корпус. Такого рода занятие практически полностью исключала творческую деятельность. Из этого несчастья Шмельков так и не выпутался. Всю жизнь он задумывал картину и считал, что его состояние временное, и он сможет дальше работать. Но это так и не случилось. Правда он впоследствии из своих подготовительных набросков создал некий жанр, который позже вполне можно было бы назвать карикатурой или сатирической графикой.
На этом поприще он, будучи чрезвычайно талантливым художником, весьма преуспел. По словам историков искусства даже смог оставить значительный след в истории русской графики. Но мечте о свободном творчестве так и не удалось сбыться.
На картине Перова его фигура и выражение лица показывают, что этот человек находится на последней стадии отчаяния. Когда на него смотришь вспоминаются герои Ф.М.Достоевского из его романов «Бедные люди», «Униженные и оскорблённые» и «Неточка Незванова ».
Такая безысходность, усиленная явной бедностью и физическим изнеможением, что невозможно смотреть на него без щемящего чувства. Богатая обстановка комнаты, пачки прорисованных таблиц с изображением носов, ушей и глаз гипсовых оригиналов, стоящих на мольберте. Пустой стул, предназначенный для богатого ученика явно пренебрегающего бедным учителем. Папка с рисунками самого учителя небрежно прислонённая к стене позади стула, на котором сидит наш герой.
Всё свидетельствует о потери какой либо надежды на будущее. Эта картина, как многие произведения Василия Григорьевича Перова, отражает судьбу «маленького человека» в России"
Источник :
http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/perov-vasilij-grigorevich-uchitel-risovaniya/
Глядела я на эту картину и думала, что из всех моих одногруппников, а это 20 человек, преподаванием занимаются ну , разве что, четверо. И то, здесь нужно уточнять информацию... В нашем выпуске педагогического института было 7 групп где-то по 15-20 человек. В общеобразовательной школе работаю я одна. Остальные, 2-3 человека, смогли попасть в художки. И никто не собирался идти в школу, даже за большие деньги.
Я тоже не собиралась идти в образование, были варианты работы в мастерских по росписи деревянных сувениров или ёлочных игрушек. Или же - консультантом в художественный магазин, что, в общем и целом, оплачивалось примерно так же, как и работа в школе. Но в школе я должна отработать нагрузку в 18 уроков в неделю и была свободна, а в мастерской нужно было сидеть с 9:00 и до 18:00, в галерее и вовсе - до 20:00. Также, работая учителем, можно было совершенно официально продолжить своё обучение - поступить в магистратуру ,и торжественно приносить директору справку-вызов 2 раза в год уходя на сессии. И на это реагировали с пониманием. Приятным бонусом тогда шла единовременная выплата молодому специалисту, размеры которой зависели от вашего диплома, за красный выплачивали больше...
Но сейчас не об этом. На днях я зачиталась рассказами людей в одной из арт- групп в ВК про их уроки ИЗО в школе и меня, откровенно, шокировала их позиция- большая часть заявляла о необходимости отмены оценок по ИЗО ( ещё и по музыке и , почему- то, фи-зре), потому , что "искусство нельзя оценивать". То есть, все остальные предметы - можно, а ИЗО - нельзя. Хотя, если вдуматься, то каждую работу мы можем оценить просто по тому, была она выполнена или нет и как она была выполнена. У нас есть , прописанные в программах по предмету, критерии оценки работ, а также мы указываем вещи, которым учащемуся предстоит научиться. Никто этого не указал в комментариях, посему, я делаю вывод, что программы людьми не изучаются. И теперь вопрос: если вы не знаете базы предмета, чего вы лезете?Если вы не допускаете,что существует система обучения изобразительному искусству, как можно писать глупости на эту тему? Я училась в универе, получая по профильным предметам оценки от 1 до 5. Никто из тех, с кем я общалась, не видел проблемы в оценке.
Вторая жалоба была на неадекватное поведение учителей. И вот тут я таки возмущалась практически вслух, потому, что комменты были из разряда : мы шумели, училка уходила плакать; мы ничего не делали, она орала и ставила двойки и поэтому мы ненавидели предмет. То есть, уже получившие аттестаты люди, рассказывая о своём отношении к предмету, а ор во время урока - это именно изначально негативное отношение к предмету, к учителю, уверены в своей правильной позиции. Ну, и тут я вспоминаю про комменты из разряда,- " мы ничего не делали и нам ставили пятерки". Вспоминаю я и думаю, что учитель устал доказывать вам, олухам, что ИЗО - тоже предмет.Учитель устал чувствовать ваше пренебрежение, бороться с вашим синдромом выученной беспощности, который культивирован в вас окружением, родителями. С вашим уверенным ,- "по ИЗО не может быть тройки. Мне мама говорила!" Да, выслушивать аналогичные претензии вашей мамы на эту же тему, учитель тоже устал. И от вашего нытья на тему того, что не любите вы красками работать- тоже. Ах,да, особенно здорово слышать учителю от завучей, что по изо вообще оценки "3" быть не может.Учителю по алгебре подобных концертов обычно не устраивают.
Учителям ИЗО, музыки и прочих "ненужных" предметов неимоверно тяжело работать, потому , что люди ждут, что их на уроках будут развлекать и заинтересовывать. При этом, зачастую, открыто показывают учителям своё пренебрежение.
Ага, а отсутствие интересных опытов на уроках химии - это ничего.
И самое забавное, что эти люди сами отказались получить знания на этих уроках. Учебная программа, на неинтересность которой и жалуются в интернетах, построена таким образом, чтобы постепенно обучить ребёнка основам живописи, рисунка и композиции. Работе с разными материалами и прочее. Это касается и уроков музыки в современной школе( не путать с " пением").
Я не говорю о ситуациях, когда Изо ведёт не компетентный специалист, а , например, учитель начальной школы, который и рад бы детей научить, но в вузе или училище на дисциплины по художественной педагогике,живописи ему времени выделяли мало, или всё заканчивались , как мне рассказывали коллеги, взяткой.
Я понимаю, почему в школы не хотят идти преподавать выпускники художественных
вузов, по сути - художники. Потому, что большая часть из них попадёт в школы, где и дети, и коллеги отнесутся к ним предвзято. Кому это понравится?
Учительница истории из школы, где я работала, заявила мне, что мои изо и черчение не нужны вообще, что я отдыхаю на уроках. На что я заметила, что конкретно её уроки дети не жалуют и мне, никчемной, жалуются на то, как она ведёт, что учат они её предмет из- за экзамена. Заодно рассказала коллеге, что ко мне на уроки черчения у 8-х классов напросились и несколько 11-клашек, потому ,что у них в школе этого предмета не было, а в институте, в корторый они собираются поступать, нужно быть готовым чертить.А решать вопрос через репетитора нет возможности.
Я не против истории и общества, я не считаю, что нужно что-то убирать из школьной программы. Просто система должна работать: изо и черчение должны вести учителя, подготовленные по этим направлениям, как и музыку, и химию и прочее. Но и дети, и родители должны понимать, что школа - не развлекательное, а образовательное учреждение, и относится к обучению нужно серьёзно.
Я ещё напишу на эту тему, мысли только оформлю. И наделаю скриншотов тех самых обсуждений.
И автор не ноет, автор возмущается.