Нонна Мордюкова.
Давно уже замечено, что настоящий успех приходит к актеру тогда, когда будто сливаются в одной точке его творческая и жизненная биографии. Эта точка роль. Но бывает и иначе. Актеру нередко приходится создавать образы далекие от его личных качеств, но чуждые ему всем строем своих мыслей, своего мироощущения.
Получить роль, которая бы сразу пробудила в актрисе дремлющий мир его наблюдений и впечатления от жизни, воспоминания детства и юности, большое счастье. Иногда это счастье набегает случайно. Но порой актер обретает его в результате заранее обдуманных намерений драматурга. Случаи, когда драматург пишет роль специально для актера встречается не часто. Такие актеры исключения.
В 1960 году актрисе Нонне Мордюковой посчастливилось стать таким исключением. Роль председателя колхоза Саши Потаповой в сценарии "Простая история" была написана драматургом Метальниковым для Мордюковой с учетом ее творческой и человеческих судеб.
Если актеру обычно нелегко в немногих словах объяснить, как и где он собирает материал для своей работы, то исполнительнице роли Саши Потаповой, то Нонне ответить очень просто: "Я все время думала моей матери".
Мать актрисы в прошлом батрачке была на Кубани одной из первых женщин председательниц колхоза. Это о ней, как и тысячах ее сверстниц, рассказал замечательный фильм, "Член правительства". В судьбе ее героини, Александры Соколовой запечатлен путь многих русских женщин, ставших при советской власти вожаками колхозной деревни.
Саша Потапова из фильма "Простая история" живет в другое время. Но обязательность пред собой и народом за родной колхоз эти мысли все время волновали и Ирину Петровну мать, актрисы, и Сашу Потапову, ее героиню. Они связаны не менее прочными узами, чем родственные связи. Так что реальность стала удивительнее всякой фантастики, актриса не только в жизни, но и на экране стала дочкой крестьянской матери.
О фильме "простая история", о его сценарном решении и режиссерской работы Егорова спорили.
Но бесспорно признавали большой удачей молодой актрисы, созданный ею образ, прежде всего очень цельный. Настаивая на данном определении мы имеем в виду следующее. Внутренняя тема фильма изменение человека. Саша, принимающая жизнь такой, какова она есть почти так же как принимает по ночам своего полюбовника, Ваню Локтева к концу фильма становится одной из передовых в районе председателей колхоза, которая отвечает за судьбы многих людей, думает об их жизни, как о своей собственной.
Если бы Саша Потапова могла сойти с экранов, в зрительный зал и вместе с ними увидеть прежнюю Саньку, она не узнала бы в ней себя. Изменился весь уклад ее жизни, она стала совсем другой, выросла духовно, похорошела. Все же образ остается цельным, новые черты духовного облика героини не возникают из ничего по прихоти автора и актрисы, а прорастают сквозь знакомые уже полюбившиеся нам свойства ее характера.
В творчестве актрисы, эта роль словно подвела некую черту. Однако, невольно закрадывается сомнение: не слишком ли рано мы начинаем подводить итоги, чтобы ответить на этот вопрос надо посмотреть, что успела сделать актриса до этого фильма.
Из стен ВГИКа Мордюкова вышла, имея за плечами, помимо скромного набора ученических работ, роль Ульяны Громовой в фильме: "Молодая гвардия" (1948). Создать образ исполненный, героического порыва задача трудная не только для молодой дебютантки
Однако вдвойне труднее рассказать о жизни человека, чьё имя навечно вписано в летопись борьбы советского народа с фашистской чумой. Этот образ вошел в сознание миллионов со страниц романа Фадеева. Искусство, подвергло молодую актрису нелегкому экзамену. Но она выдержала его вместе со своими товарищами со студенческой скамьи, объединенными в крепко спаянный, творческий коллектив,
мыслью и волей постановщика фильма режиссера Сергея Герасимова. Ее Уля осталось в памяти, как образ бесстрашной девушки, патриотки, идущей во имя жизни, любви к своему народу, к родине, на пытки и смерть с высоко поднятой головой.
Актриса была сдержанна во внешнем проявлении чувств героини. На экране облику Ульяны Громовой, порой и обретал, словно скульптурные очертания. Иногда Мордюковой еще не хватало более разнообразных и светлых красок, девичьей нежности и тех волнующих радости жизни, которые даже суровость борьбы с фашистскими оккупантами не могла заглушить в молодогвардейцах.
Ульяна получилось чуть иконописной как справедливо заметил режиссер Л. Толь надорауберг.
Казалось, это надолго определило амплуа киноактрисы, актрисы как возвышенного героического плана. Да внешний облик Нонны располагал к этому строгая, немного тяжеловесная красота сильного крупного тела, классическая, лепка лица, заставляли думать о том же.