Известный в Татарстане педагог Павел Шмаков, проработавший 11 лет в Финляндии, о том, чем плох четверошник, об отмене домашнего задания и людях в погонах.
В разных странах национальные вопросы решаются по-разному. Например, в Финляндии все люди говорят на четырех языках, на трех из них - свободно. У них 2 государственных языка финский и шведский, хотя шведов всего 6%. У нас же татар и русских примерно одинаково. В Финляднии в финской школе дети в 1-2 классах учат финский язык, в третьем классе они могут выбрать один иностранный язык, и учат его два года. В пятом классе они выбирают еще один язык для изучения, итого они учат уже 3 иностранных языка, а в седьмом классе выбирают еще один. Но смысл в том, что один раз из этих 4 языков они обязаны выбрать шведский. Т.е. кому не нравится шведский язык, они могут выбрать его лишь в седьмом классе, но говорят на нем все. В шведской же школе наоборот. В первом классе все учат шведский, в третьем классе добровольно выбирают еще один язык, в 5 и в 7 классах еще один, и один из них обязательно финский. В итоге вся страна, легко и естсественно говорит на двух государственных языках, и у них в ходу еще много иностранных языков.
- Возможно ли в России внедрить подобную систему изучения языков?
- Конечно! Но при этом, мне рассказывали, как это внедрялось в Финляндии. 15 лет систему образования трясло. В том смысле, что люди не привыкли к свободе. Когда в 90-е годы в России вдруг появилась свобода, перестал существовать коммунистический строй, появилось много красивых методик. Т.е. надо понимать, что начало будет трудным, но финал будет красивым. Вы знаете как дети в Финляндии понимают слово демократия? Нам это понятие чуждо, потому что у нас когда-то была империя, и сейчас у нас сильный и жесткий президент, и большинство людей этому рады. Так вот, в Финляндии в детском саду, например сидит 8 человек. Воспитательница детям 2-3 лет говорит: “Детки кто хочет молока поднимите большой палец вверх, а кто хочет водички поднимите мизинчек”. И эти маленькие детки напряженно думают, и делают свой выбор, это и есть демократия. У нас в детском саду такого не бывает никогда, либо у ребенка будет что-то одно, либо ничего и его даже не спросят о том, что же он хочет. Т.е. у нас нет демократии.
- Вопрос о методике и технологии обучения татарскому языку. Интересно ваше мнение, как педагога, почему несмотря на столько лет преподавания татарского языка школьники так не выучили татарский?
- Потому что татарский язык русским детям, преподавали так, будто они татары не обращая внимание на национальность. У нас всегда было отношение к национальности, как к чему-то неважному. Есть национальность, а есть вера. Нельзя всех учить по одной методике. Нужно чувствовать и понимать что важно для ребенка, математикой он больше хочет заниматься или же историей. Я считаю, что очень хорошая вещь, когда можно выбрать учителя и уровень постижения предмета. Ребенок должен учиться много тому, чему он хочет учиться.
- Согласитесь, что сегодня борьба за татарский язык это больше политика, нежели педагогка. Не звали ли вас в депутаты?
Продолжение здесь https://tnv.ru/articles/pavel-shmakov-ya-govoryu-o-tom-kak-sdelat-tak-chtoby-russkaya-i-tatarskaya-kultury-vzaimodeystvovali/