В 1870-1875 годах Алексей Саврасов совершил несколько творческих поездок на Волгу. Пожалуй, именно он и стал первым художником, раскрывшим красоты этой великой реки.
Вместе с женой он посетил Ярославль, Кострому, Нижний Новгород... И везде старался делать эскизы, зарисовки, везде писал картины.
Яркое и красочное полотно "На Волге" не слишком известно широкой публике. Из всех картин, относящихся к "волжскому" периоду, эта – самая таинственная, самая тревожная.
Перед нами – узкая полоска песчаного волжского прибрежья. На заднем плане мы видим маленькую деревушку, примостившуюся на высоком берегу, и знакомые очертания шатровой церкви, какие во множестве строились в волжских городах XVII-XIX веков. По водной глади несутся парусные корабли: это рыбацкие или мелкие торговые суда...
С широкого переката между плесами поднимается сизый дымок –там собрались рыбаки...
Одна рыбацкая лодка уже причалила к берегу. Люди убирают на ней паруса, готовясь спуститься на твёрдую землю...
На речном берегу стоят крестьянки в цветастых сарафанах, поджидающие своих мужей.
Берег залит водой. Мокрый песок блестит в последних лучах заходящего солнца.
Над самой водой кружат белые чайки.
Свет неровными полосами ложится на речную гладь, и река кажется нам то синей, то оранжево-желтой, то почти красной, и лишь у берегов, на которые падает тень от тучи, вода приобретает свой обычный, насыщенно-синий цвет...
Огромное небо, пламенеющее в лучах заката – главное действующее лицо этой картины.
Неодушевленное, оно кажется нам живым за счёт того места, которое отводит ему художник.
Погода меняется прямо на глазах... В просветах рваных туч еще проглядывают последние клочки голубого неба, но скоро и они скроются, исчезнут, поглощенные ненастьем.
В природе готовится нечто таинственное. Будет это обычная гроза, разрушительная буря или же величайшей силы ураган, сказать пока невозможно, однако воздух пропитан тревожным и вместе с тем торжественным чувством.
Небо окрашено в странные, болезненные цвета. Мрачные буро-коричневые оттенки стремительно переходят в раскаленно-белые. Именно этот контраст тёмного и светлого и несёт в себе то ощущение тревоги, что исходит от картины.
Тучи, громоздящиеся в небе, обязательно должны пролиться ливнем.
Картина была написана в 1875 году. Спустя год жена Алексея Саврасова, устав от неустроенности жизни и нескончаемых депрессий своего супруга, переходящих порой в настоящие запои, взяла дочерей и уехала в Санкт-Петербург...
Предчувствием этого разрыва и полнится картина "На Волге".
Однако – вот чудо! – она не будит в нас той щемящей тоски, какой, безусловно, была полна тогда жизнь Алексея Саврасова.
Перед нами – одно из природных таинств, которые неизменно кажутся нам непостижимыми и торжественными...
Перед нами – истинная жизнь природы, в которой случается всякое.
Как бы не были тяжелы грозы, что раз за разом обрушиваются на природу, она каждый раз выходит из них... обновленной.
То же происходит и с человеком.
Беды, что случаются порой с нами, несут с собой очищение и последующее возрождение...
А потому неизмеримо прекрасное, пусть даже и грозовое небо, будит в нас не столько чувство печали, сколько понимание того, что все в мире закономерно. Пусть понимание это не приносит поначалу особой радости, однако помогает примириться с судьбой и осознать, что не все потеряно...
Как прошли все прочие ненастья, пройдёт когда-нибудь и эта буря...
Пройдёт и эта беда.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также: