Всем привет. Как и обещал ранее, пишу небольшой отзыв о поездке на двухэтажном поезде Москва-Адлер. Немного предыстории.
Почему в Сочи решили ехать на поезде?
Все просто - жена боится летать. Страх не так уж велик, но перед этой поездкой сказала, что лететь самолётом не хочет. А какие варианты? Машина? Не подходит, так как у нас ребёнок 2,5 года и мучать дочку долгой дорогой не хочется, да и нам не нравятся долгие поездки. Остаётся поезд.
Почему именно двухэтажный поезд?
В данном вопросе сыграли роль несколько факторов.
- Цена. На этот поезд цена на место в купе ниже, чем в поезде 102М Премиум, который тоже скоростной и идёт также ровно 24 часа, но одноэтажный. А исходя из того, что мы планировали для себя выкупать целиком все купе, то вопрос цены был важным. Ниже расскажу подробнее о правилах и "фишках" выкупа всех мест в купе. Кстати выкупить все купе в поезде стоило также, как и билеты эконом классом с багажом на самолёте компанией S7.
- Время отправления и прибытия. У двухэтажного поезда комфортное для нас время отправки и прибытия. Из Москвы выехали в 10:52, в Сочи прибыли в 10:14. Нас уже встречал трансфер до места проживания, который по времени занял 10 минут. Мы успели разместиться, пообедать, отдохнуть и сходить в первый же день на море. Обратно уже выезжали из Сочи в 19:12 и в Москву прибыли в 18:23. Поздний отъезд позволил нам и на море до обеда сходить, и пообедать, и уложить малыша на дневной сон. В 18:00 мы выехали из номера, сели на такси и через 10 минут были уже на вокзале Сочи.
3.Новинка. Никто из нас ранее не ездил на двухэтажном поезде, поэтому было интересно попробовать и оценить. Если коротко, то мы всем довольны, нам понравилось. А подробности и отдельные недостатки и плюсы поезда чуть ниже.
Какие недостатки у поезда 104/103 Москва - Адлер?
1. Кондиционер. Суть его работы мне осталась непонятной. В самом купе вы не можете что-то регулировать. Под потолком находится воздуховод под решёткой размером 60 на 60 см примерно. Если из него начинало дуть, то ты ощущаешь это в любой точке купе и на любой полке. Кондиционер то начинал усиленно охлаждать, то долго не включался и становилось душновато. Проводница сказала, что они не могут существенно влиять на кондиционер, что для всего вагона выставляется определённая температура и система сама определяет когда включить и выключить кондиционер. Из наших наблюдений на первом этаже прохладнее, чем на втором. Это наверно частично обусловлено законами физики: тёплый воздух поднимается вверх. Наверно ещё и потому, что на первом есть табуры и переходы между вагонами. Хоть они и закрытого типа, но все равно оттуда идёт в вагон прохладный воздух.
Не скажу, что это доставило нам каких-то проблем, но под работу кондиционера приходится подстраиваться, особенно, если с вами маленькие дети. Я, например, ночью несколько раз вставал и проверял укрыта ли дочь, а когда было жарко, то наоборот немного раскрывал её. Кстати, в коридоре вагона можно открывать верхние форточки окон. Они есть у двух окон. Жена пару раз открывала их, но всегда находилась какая нибудь сварливая тётка, которая их закрывала со словами "Мне дует".
2. Тряска и стук колёс. Этот недостаток в большей степени относится не к поезду, а к дорогам. Причём, нет разницы в слышимости стука колёс на 1 или 2 этаже. И там и там слышно и ощущается одинаково. Все дело в дороге. В рельсах. Качество дороги можно разделить на 3 категории:
- Практически бесшумный участки (очень редки)
- Средний привычный для нас уровень шума и тряски (большая часть пути)
- Сильно ощутимый шум и стук (остальная часть).
Исходя из того, что попадались практически бесшумный участки пути мы сделали вывод, что уровень шума не зависит от типа вагона. Каким бы новым и технологичным не был вагон, при хреновой дороге будет и стучать и перестукивать и трясти и покачивать как и в старых.
3. Шумный воздуховод в дверях. В купе, внизу двери размещена решетка для циркуляции воздуха между купе о коридором. Ночью по какой-то причине образовалась сильная тяга воздуха из купе при закрытой двери. Сначала я даже не понял, что шум идёт именно оттуда, и предполагал, что это так шумит кондиционер. Но потом нагнулся и услышал источник шума - решетка внизу двери. Так как все спали, то я просто кинул на пол лишнее одеяло и шуметь перестало.
4. Навязывание услуг и товаров РЖД. На пути в Сочи ничего подобного не было, а вот всю обратную дорогу в Москву проводница просто одолела нас. Сперва, при проверке билетов в купе, минут 5 пыталась впарить сувениры РЖД и какие-то детские игрушки. Надеялась, что наша дочка станет выпрашивать игрушки, которые она ей впихивала в руки. Потом пошёл в ход чай за 99 рублей когда жена пошла просто за кипятком. Раза 2 заходила и предлагала мороженое, и раза 4 услуги ресторана. И причём ломилась в купе в самое не подходящее время - когда спал ребёнок.
5. Багаж. Его можно сложить только под нижним полками и места там меньше, чем в старых купе. На практике можно под каждой полкой разместить по 2 чемодана. То есть на одного пассажира 1 чемодан. Если багажа больше, то придется его складывать под столик.
6. Низкий потолок. Для меня он был очень низким. Нет, по коридорам, в купе, по лестницам я ходил спокойно, с учётом того, что ростом я 197 см.
Но вот забраться на верхнюю полку я даже не пытался. Вернее я попытался, но когда понял, что туда я могу только заползти, то бросил эту затею. Другими словами высокий человек не сядет на второй полке. Если в старых поездах это можно было сделать, то тут нет. Жена с ростом 175 тоже забралась туда с трудом.
Какие преимущества у поезда 104/103 Москва - Адлер
Их будет намного больше, чем недостатков.
1. Время в пути - 24 часа. Это самый быстрый способ доехать до Сочи на поезде. И это круто. Конечно, если вы с маленьким ребёнком, то и эти 24 часа могут тянуться и тянуться. По ощущениям туда ехать быстрее: сел в поезд, пообедал, прилег отдохнуть, поужинал, лёг спать и на утро ты уже в Сочи. Если едешь без детей, или же они уже достаточно взрослые, то можно хорошенько выспаться.
2. Новые вагоны. Мы не столкнулись ни с одним изношенным или не работающим элементом в вагоне или в купе. Всё работает, все функционирует, ничего не отваливается, не скрипит, ниоткуда не дует.
3. На 1 вагон 3 биотуалета, которые находятся в противоположной от купе проводника стороне вагона. Между туалетами и последним купе находится лестница на 2 этаж, поэтому даже в последнем купе не слышно шума от них.
В туалетах есть бумага, салфетки, подкладки бумажные на унитаз, мыло. Всегда было чисто.
4. В поезде в двух вагонах есть душ. Стоимость услуги - 150 рублей. Мы не пользовались, поэтому оценить и рассказать не могу. Но если вам по приезду нужно выглядеть идеально, то можно воспользоваться услугой.
5. В купе на окне есть штора, опуская которую можно добиться полной темноты даже днем. Помогла нам на время дневного сна ребёнка.
6. У проводника можно заказать капсульный кофе. Не скажу, что это был отличный кофе, но все лучше, чем из пакетиков 3 в 1. Проводница сама приносила его в купе в фирменных подстаканниках РЖД. Цена на капучино около 170 рублей. Возможно в вагоне ресторане можно было найти кофе и получше, но мы даже не смотрели там.
7. Есть микроволновка и небольшой холодильник. У проводника. Свою еду можно погреть, а также положить в холодильник. Но не расчитывайте, что туда можно будет запихнуть всю вашу еду. Холодильник маленький по типу тех, что обычно бывают в номерах в отелях как мини бар. Мы брали с собой варёные яйца и нам пришлось их из контейнера переложить в пакет, чтобы они занимали меньше места.
7. Никто не курит в тамбурах. Нет этого отвратительного запаха.
9. Переходы между вагонами безопасные с раздвижными дверьми, которые открываются нажатием кнопки.
10. Мало остановок, а если они и есть, то очень короткие. Поэтому и время в пути всего 24 часа. Для кого то это может быть и минусом. Например, для курильщиков. Но мне их не жалко.
11. Есть Wi-Fi. При подключении нужно указать место в вагоне и номер паспорта. Только вот на обратном пути у меня так и не получилось подключиться. Весь процесс стопорился на получении адреса ip.
12. В стоимость входит одноразовое горячее питание на выбор: гречка с говяжьей котлетой или рис с курицей. Брали и то и то. Вполне съедобно.
Приносят в купе в жестяных формах по типу как в самолётах. Горячее. Если не съели сразу и остыло, то можно потом разогреть в микроволеовке, но в другой посуде.
Как выкупить все купе в поезде 104/103 Москва - Адлер
Переходим к покупке билетов. Мы решили выкупить и туда и обратно полностью все купе. Правила РЖД позволяют это сделать. Теоретически при необходимости вы можете выкупить и весь вагон.
Я покупал билеты на сайте РЖД. Предварительно нужно пройти регистрацию. Далее вы выбираете поезд, даты, и начинаете вводить данные всех пассажиров. Вот на этом этапе, чтобы получить максимальную выгоду, нужно соблюсти правильную очерёдность.
- Во-первых, нижние места стоят дороже верхних. У нас были следующие цены: нижнее взрослое - 7210 руб., нижнее детское - 3005 руб., верхнее взрослое - 5398 руб.
- Во-вторых, на ребёнка нашего возраста предоставляется скидка, от стоимости билета 65%. Соответственно, на ребёнка лучше оформлять нижнее, более дорогое место, и тогда вы получите максимальную скидку.
Для того, чтобы при оформлении билета на сайте ребенку досталось именно нижнее место, его нужно добавлять как пассажира или первым, или третьим. Логика сайта: первый пассажир - нижнее место, второй - верхнее, третий - нижнее, четвёртый - верхнее.
Что делать с 4 местом и пассажиром в купе ?
Просто оформите его на одного из взрослых. Я добавлял себя первым пассажиром и четвёртым. Жена была вторым, а ребёнок третьим пассажиром.
В интернете я читал, что некоторые люди, пытаясь съэкономить, оформляют четвёртое место на ребёнка родных или знакомых, который в итоге фактически не едет, или же два нижних места оформляются на 1 ребёнка. Так делать не стоит. Я не нашёл в правилах РЖД конкретных пунктов на этот счёт, но во избежание спорных ситуаций в пути, так делать не стоит.
Если с вами едет ребёнок до 14 лет, то при пасадке вы обязаны предъявить проводнику подлинник свидетельства о рождении или же нотариально заверенную копию.
Покупайте билеты заранее для получения скидки
У РЖД действует система скидок на билеты в зависимости от удалености даты покупки от даты отправления. Чем раньше купите, тем больше скидка будет.
Есть ли существенная разница по комфорту между вторым и первым этажами?
Разницы никакой нет. За исключением необходимости спуска на первый этаж для посещения туалета и купе проводника. Мы переживали, что будет на 1 этаже мешать топот тех, кто на 2. Ничего такого не было.
Итого
Поездкой довольны. Поедем ещё на этом поезде? Да, поедем. Стоит ли выкупать все купе? Да, стоит, если позволяет бюджет. Особенно, если есть маленькие дети.
Кстати, чуть не забыл. Для того, чтобы ребёнок мог спокойно сам спать на нижней полке, мы купили вот такую штуку.
Очень удобно. Она закрывает 70% нижней полки и ребёнок спокойно спит и не нужно переживать, что он свалится с полки во сне. Заказали на озоне. Цена около 1000 рублей. Настоятельно рекомендую.
Чуть позже я расскажу уже в другой заметке про наш отдых в Сочи в санатории "Заполярье". Мы отдыхаем там уже 2 год подряд с маленьким ребёнком и мне есть о чем с вами поделиться. Подписываемся на канал, чтобы не пропустить выход новой заметки.