Найти тему
Тёмный историк

Почему римскому центуриону дали прозвище «Давай другую»?

Римская армия в пору собственного расцвета славилась дисциплиной. Но за выучкой и сплоченностью легионеров стояли изматывающие тренировки. Из новобранцев годами выбивали дурь центурионы и опционы, превращая зеленых пацанов в машины для убийства.

Центурионы были в римской армии очень влиятельными фигурами. На их плечи ложилась вся тяжесть подготовки «недисциплинированного стада обезьян» к баталиям.

Естественно, при таком раскладе многие центурионы своими обязанностями злоупотребляли. Брали взятки, издевались над подчиненными. Хотя подобное поведение грозило центурионам смертью, в случае бунта доведенной до ручки рядовой солдатни.

Центурионы — костяк римской армии.
Центурионы — костяк римской армии.

И такие прецеденты в римской армии случались, притом достаточно часто.

Например, в 14 году н.э. разразился солдатский бунт в Паннонии, в результате которого было убито несколько центурионов. Вот что пишет Тацит об отношении легионеров к центурионам:

«...они издавна ненавистны воинам и на них прежде всего обрушивается их ярость...»

Среди убитых оказался и центурион по имени Луцилий. Впрочем, солдаты называли его иначе, легионерам Луцилий был известен под ником «Подай другую!», на латыни — «Cedo Alteram».

Но почему этот центурион получил от солдат такое прозвище?

Дело в том, что центурионы почти все время (за исключением непосредственно боевых действия) носили с собой «палочки-выручалочки» из виноградной лозы, так и назывались по-латыни, «vitis».

Центурион с палкой-витисом.
Центурион с палкой-витисом.

Данный предмет служил символом власти центуриона, но зачастую применялся командиром в иных целях. Довольно часто командиры избивали нерадивых «рядовых» этими довольно увесистыми палками.

Так вот Луцилий славился именно тем, что... ломал палки о спины провинившихся легионеров. А потом орал на всю Ивановскую — «подайте другую»!

Такая свирепость в конечном счете стоила центуриону жизни. Зато, благодаря Тациту, служака все же вошел в историю.

Пожалуй, судьба Луцилия не является исключением: во все времена антагонизм между солдатами и офицерами существовал. У нас, например, это особенно сильно проявилось в 1917 году, когда по всему фронту прокатилась волна бессудных расправ над сухопутными и флотскими командирами.

«Две России». Художник — Андрей Ромасюков.
«Две России». Художник — Андрей Ромасюков.

PS: восстание же тогда римляне благополучно подавили, наказав особо активных смутьянов.

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.

У меня есть и еще один канал, посвященный кино и сериалам.