Найти тему
Strunki.ru

Как научиться играть на гитаре? Этап №3. Техники и приемы игры на гитаре

Оглавление

Мы начинаем серию материалов, посвященных тому, как научиться играть на гитаре. Чем она будет отличаться от десятков похожих материалов в интернете? Тем, что мы уберем всю избыточную информацию и постараемся в 4 этапа продемонстрировать вам путь музыканта от дворовой игры на гитаре простым боем до осмысленного понимания строения инструмента и сочинения собственных музыкальных партий с начальными знаниями в музыкальной теории. Но обо все по порядку: запаситесь терпением и будьте готовы усердно трудиться. Поверьте, это того стоит!

Другие материалы из серии:

Этап №1. Общее понятие о гитаре. Постановка рук. Настройка гитары >>>

Этап №2. Развитие координации, улучшение эффективности работы правой и левой руки >>>

Этап №4. Элементарные понятия музыкальной теории. Сочинение собственной музыки >>>

Этап №3. Техники и приемы игры на гитаре

Естественно, освоив в совершенстве представленные в прошлом уроке упражнения вы не станете звучать, как крутые и известные музыканты. Ваш стиль игры останется слишком блеклым, серым и неинтересным – прочитав данный материал, вы узнаете, как разнообразить свои гитарные партии и как добавить в игру множество интереснейших приемов.

Баррэ (иногда пишут Барре)

Начнем с простого – если вы начали разучивать аккорды или играть свои любимые песни, то уже наверняка заочно знакомы с приемом баррэ. Заключается он в том, что один из пальцев левой руки зажимает не одну струну, а сразу несколько. Большим баррэ называется ситуация, когда зажимаются 5 или 6 струн, малым – от 2-х до 4-х.

С этим приемом у новичков возникает обычно больше всего проблем. Вот несколько советов, которые помогут освоить баррэ максимально быстро и добиться правильной постановки пальцев:

  • Зажимайте баррэ как можно ближе к ладовой пластине. Т.е. если вам нужно баррэ на втором ладу, то постарайтесь приблизиться к ладовой перемычке между 2 и 3 ладом – но не забывайте о том, что все ноты должны звучать чисто и звонко. Посмотрите на пример ниже.
  • Тренируйтесь зажимать баррэ плашмя, то есть не поворачивайте кисть и не пытайтесь зажимать ребром – это проще, но это неправильно. Во-первых, это снижает возможности использования остальных пальцев левой руки, во-вторых, перенапрягает кисть.
  • Обратите внимание на большой палец левой руки – он должен упираться в гриф примерно посередине.
  • Не перенапрягайте руку. Если какие-то ноты звучат глухо, то начните с более простого малого баррэ: потренируйтесь сначала на двух-трех струнах, после переходите на более сложные аккорды.

Легато (Pull-off и Hammer-on)

Техника легато применяется на многих музыкальных инструментах, а также в вокальном исполнении. Суть приема легато состоит в связном, плавном исполнении двух звуков, то есть отсутствие между ними паузы. Обозначается в общем случае дугообразной линией (см. фото ниже).

-2

На гитаре разновидностями приема легато являются техники Pull-offи Hammer-on.

В случае с приемом Hammer-on вы извлекаете одну ноту медиатором, а вторую путем удара одного из пальцев по нужному ладу. То есть палец левой руки выступает этаким молоточком, который извлекает звук за счет удара по струне без щипка медиатором. В табулатуре обозначается просто дугой или дугой с буквой H.

Pull-off – обратное движение, то есть срыв ноты пальцем левой руки. Зажмите, например, указательным пальцем первую струну на 5 ладу, а безымянном – на 7. Сделайте щипок медиатором, после чего просто сорвите безымянный палец со струны – начнет звучать 5-й лад, при этом вам не понадобилось делать второе звукоизвлечение и переход между нотами получился более плавным.

Пример простейшего упражнения на легато на основе хроматической гаммы представлен. На каждой струне вы делаете только один, первый щипок медиатором – все остальное делают пальцы левой руки, либо ударяя по соседним ладам, либо срывая струну.

Быстрое попеременное чередование пуллов и хаммеров называется трель.

Флажолеты

Флажолет с точки зрения научного определения – это извлечение на струнных инструментах не основного тона, а звука-обертона. Название пошло от старофранцузского «flageolet», что значит маленькая флейта: звук флажолета на струнных немного похож на звучание флейты.

На данном этапе нас будут интересовать два вида флажолетов: натуральные и искусственные.

Натуральный флажолет получается, если вы не будете до конца прижимать струну, а лишь слегка коснетесь струны над ладовой пластиной 5, 7 или 12 лада. Почему именно эти лады? Потому что в точке расположения их ладовых пластин находится середина струны, ее треть или четверть. Обратите внимание, что нас интересует перегородка, которая разделяет необходимый лад с последующим, то есть флажолет на 12 ладу извлекается над пластиной между 12 и 13 ладом и т.д. Обозначается в табулатурах или в нотной записи натуральный флажолет через сокращение Harm. или H.M.

Главное отличие искусственного флажолета состоит в том, что он извлекается при зажатой на определенном ладу струне. Техника извлечения искусственного флажолета на акустической и электрогитаре отличается:

  • На электрогитаре он получается, если зажать струну на каком-либо ладу левой рукой, далее сделать щипок медиатором и сразу же в одной движение слегка коснуться струны подушечкой большого пальца правой руки. Получается визжащий эффект, который используется во многих рок-композициях и известных лид-партиях.
  • На акустической гитаре искусственный флажолет извлекается также в месте разделения струны, но уже с учетом того, на каком ладу струна зажата левой рукой. Объясним принцип в общем виде: вы зажимаете струну на 1 ладу и теперь можете извлечь искусственный флажолет на 13 ладу – просто слегка коснитесь подушечкой большого пальца ладовой пластины между 13 и 14 ладом, и извлеките ноту одним из пальцев правой руки.

Palm-Muting

Это техника глушения струн ребром правой руки в районе бриджа. Позволяет сделать звук более глухим и уменьшить сустейн (длину звучания ноты). Традиционно используется как на акустических инструментах для получения эффекта пиццикато, так и на электрогитаре во многих разновидностях метала. Главное в технике palm muting – это добиться в меру приглушенного, но разборчивого звучания.

Обозначается в табулатуре и нотации как p.m.

Бенды и вибрато

Данные приемы помогают сделать игру на гитаре более плавной, добавить в нее характера и певучести.

Бенд – это подтяжка струны до определенной высоты. Чаще всего в рок-музыке встречаются бенды на полтона и целый тон, реже на полтора тона. В джазовой музыке и блюзе также можно встретить подтяжки на четверть тона. Несколько советов о том, как освоить данные приемы:

  • Сразу же учитесь и привыкайте делать бенд не одним пальцем, а двумя-тремя. То есть если подтяжку делаем безымянным пальцем на 7 ладу, то средний и указательный располагаем на 6 и 5 ладу соответственно;
  • При бендах большой палец лучше располагать не за грифом, а над грифом. Это разгрузит основным пальцы и позволит делать подтяжки точнее. Однако не забывайте переставлять большой палец обратно после окончания рифа с бендами;
  • Простейшее упражнение по развитию техники и чувству высоты тона на бендах: сыграйте ноту на 8 ладу, после чего подтяните ноту на 7 до высоты на полтона выше. Когда освоите полутоновые бенды и не будете «промахиваться» по высоте, переходите на целотонные бенды (играем ноту, например, на 9 ладу, после чего подтягиваем 7-й лад);
  • Когда научитесь уверенно попадать по высоте в любые бенды, переходите на бенды с вибрато, то есть на вибрато с подтянутой струной.
-3

Вибрато – это серия микробендов и возвратов к основному тону, благодаря которым нота начинает звучать не ровно, а более певуче.

Обратите внимание, что на электрогитаре и на акустических гитарах вибрато чаще всего делается путем покачивания струны вверх-вниз с помощью покачивания кисти левой руки. На классических же инструментах вибрато обычно делается с помощью продавливания струны вглубь между ладовыми пластинами.

Бенд в табулатурах обозначается стрелочкой вверх с указанием высоты подтяжки , а вибрато через волнистую линию.

Слайд (глиссандо)

Глиссандо – это прием, который заключается в плавном переходе от одной ноты к другой через все звуки, расположенные между ними. Слайд – разновидность глиссандо, которая используется на гитарах. Суть очень проста – извлекаем одну ноту медиатором, после чего двигаемся к следующие не снимая пальца со струны. Таким образом мы плавно переходим от одной ноты к другой через звучание всех ладов между первой и последней нотой. Восходящий слайд (от более низкой ноты к более высокой) обозначается линией со слегка приподнятым правым концом, нисходящий – такой же линией, но со слегка опущенным вниз правым кончиком.

Теппинг

Достаточно сложная техника, осваивать которую следует тогда, когда вы уже уверенно чувствуете свой инструмент и неплохо освоили основной арсенал приемов, приведенных выше.

Теппинг – это техника извлечения звуков на гитаре без щипков медиатором, а с помощью постукиваний по струне на определенных ладах и в сочетании с приемами легато. Обозначается в табулатурах буквой «т» над тепируемой нотой.

Изучить данный прием вам помогут упражнения, представленные ниже.

-4
-5

И, наконец, несколько советов по изучению теппинга:

  • Правая рука не должна висеть. Предплечье должно упираться на деку и одновременно глушить часть из незадействованных струн;
  • Не начинайте изучать теппинг на большом перегрузе: начните с чистого звука и добейтесь чистого и ровного звучания во всех нотах;
  • Не перенапрягайте свои руки – звукоизвлечение должно осуществляться расслабленно;
  • Следите за ритмом – в данном случае очень важна координация правой и левой руки.