8,3K подписчиков

Дети, дарованные Молоху: существование варварского обычая подтвердили археологические раскопки

42K прочитали

Согласно еврейской традиции, Молох - это огромная бронзовая печь-статуя, в которую сбрасывались дети в качестве жертвоприношения.

Если интерпретировать Библию дословно, то существование детских жертвоприношений божеству по имени Молох в древнем Ханаане не подвергается сомнению. И тогда не совершившееся жертвоприношение Исаака во время испытания Богом Авраама можно было бы считать символом отторжения от этого языческого культа. Но существует также мнение, что жертвоприношений детей у евреев как таковых не было, и речь идет всего лишь о ритуале символического очищения огнем, во время которого младенец не умирал. Где искать правду и о чем говорят археологические находки?

Король позора

Ветхий Завет буквально пестрит сообщениями о древнеиудейском культе Молоха, которому отдавали в жертву, "проводили огнем", своих детей.

Новый Завет, который был изначально написан на греческом, упоминает Молоха только один раз, в Деяниях святых апостолов, в качестве припоминания грешного идолопочитания израильтян после ухода из Египта. Позднейшая еврейская версия Нового Завета использует слово "Молек", которое буквально означает "король позора". Это сочетание однозначно обозначает Молоха как нечистого языческого идола.

Еврейская Библия запрещает под страхом смерти отдавать детей на служение Молоху (Книга Левит Лев. 18:21; Лев. 20:2). В других книгах говорится, что тот, кто "провел своего сына или дочь огнем", того Господь потом держит "в огне".

Соблазнен своими женами

В Третьей книге Царств - части Ветхого Завета - говорится, что царь Соломон под влиянием своих многочисленных жен, развративших его, отступил от веры отцов и на горе поблизости Иерусалима построил Молоху капище. Здесь об идоле говорится как о мерзком идоле аммонов, которые жили по соседству с израильтянами и царство которых находилось на территории сегодняшней Иордании.

Четвертая книга ссылается на событие, когда иудейский царь Иосия приказал священнику очистить иерусалимский храм и другие места поблизости от остатков культа богу Баалу и богине Ашер. Было уничтожено капище на горе напротив Иерусалима и еще какой-то Тофет в долине сыновей Еннома, "чтобы никто не проводил сына своего и дочери своей через огонь Молоху" (4 Цар 23:10).

Геенна огненная

В переводе с арамейского "тофет" обозначает "кострище"и в еврейской среде обозначало место, где сжигались жертвоприношения. Выше упомянутый Тофет в долине сыновей Еннома служил к жертвоприношению детей Молоку и использовался для этой цели вплоть до реформы Иосия в 7 веке до н. э. Из названия этого места позднее появилось выражение "геенна", или ад, место, где наказание после смерти осуществляет вечно горящий огонь.

Библейские описания культа Молока очень похожи на описанные греками детские жертвоприношения в Карфагене: античные авторы говорят о сжигании детей как о форме жертвоприношения титану Хроносу, под которым скорее всего подразумевают главного карфагенского бога Баала - скорее всего здесь греки проводят аналогию с тем, что Хронос поглотил собственных детей.

Долина сыновей Еннома. Именно здесь израильтяне приносили своих детей в жертву огненному богу, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. Это место послужило прототипом "геенне огненной", или аду, как символ вечных мук в огне.
Долина сыновей Еннома. Именно здесь израильтяне приносили своих детей в жертву огненному богу, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. Это место послужило прототипом "геенне огненной", или аду, как символ вечных мук в огне.

Жертвоприношения "бедных" детей

В отношении достоверности античных авторов существуют определенные сомнения: скептики считают, что информация о детских жертвоприношениях могла быть выдумана или её целенаправленно преувеличили римляне в качестве пропаганда после пунических войн. Они считают, что римлянам нужно было обличить неприятеля максимально жестоким и варварским. Но последующие археологические находки подтвердили практику детских жертвоприношений в Карфагене.

Греческий историк Клейтарх в 4 веке до н. э. описал практики жертвоприношения в городе очень коротко: в его центре находилась статуя Хроноса, руки которой протягивались к решетке, на которой пламя сжигало детей. При этом рот статуи был якобы приоткрыт в зловещей ухмылке над жестокой судьбой несчастных жертв.

О существовании бронзового Хроноса в Карфагене нас также информирует Диодор Сицилийский в 1 веке до н. э. Он приводит очень похожее описание, и кроме того, рассказывает, как после очередного поражения в битве местная аристократия решила, что прогневала боги принесением в жертву детей из бедных слоев общества вместо своих собственных. Эту ошибку они попытались исправить тем, что сожгли около трехсот детей из семей аристократов.

Идол с семью печами

Позднее Плутарх также писал, что в Карфагене приносят в жертву детей. И о том, что люди, у которых не было потомков, могли купить их для жертвоприношения у бедноты. На капище были слышны громкие звуки флейт и барабанов, которые должны были заглушать крики младенцев. Однако этот греческий историк жил на переломе I - II веке н. э. и явно брал информацию и других источников.

Упоминания в Библии Молоха исследовали в своих трактатах и ученые в средние века. Например, в XII веке французский раввин Шломо бен Ицхак описывал, как в раскаленные руки бронзового идола, которого снизу растапливали как печь, вкладывали ребенка, после чего священник начинал громко бить в барабан, чтобы заглушить крик несчастной жертвы. Трактат другого раввина подробно описывает, что идол был снизу разделен на семь печных камер: в одну из них насыпали муку, в другую запускали голубя, потом овцу, барана, теленка, быка, и наконец в седьмую клали ребенка. Все жертвы сгорали внутри статуи по мере того, как она накалялась.

 Согласно еврейской традиции, Молох - это огромная бронзовая печь-статуя, в которую сбрасывались дети в качестве жертвоприношения.-2

Очищение солнцем

Ученые раннего нового времени хотя и принимали библейские упоминания о человеческих жертвоприношениях как возможные, но уже тогда высказывали мнение, что они могут нести только символическое значение. К примеру английский философ и юрист Джон Селден в своем эссе в 1617 году написал, что еврейская фраза "пройти огнем Молоха" скорее обозначает символический очищающий ритуал наподобие инициации, чем человеческое жертвоприношение. Оксфордский профессор Джон Спенсер в 1686 году даже написал на эту тему исследование. Еще в 19 веке ученые в этом вопросе ссылались больше на античные тексты, чем на результаты археологических исследований.

Археология все объясняет

В начале 20 века все изменилось, когда появились первые результаты археологических изысканий: Ирландский исследователь Роберт Макалистер нашел в Ханаане (область сегодняшней Сирии, Ливана, Палестины и Израиля) доказательство существования детских жертвоприношениях в младшем бронзовом веке. В 20-х годах недалеко от Кафагена французские археологи нашли большое количество урн, которые содержали кости животных и детей. Археолог и ориенталист Рене Дюссо даже идентифицировал изображение ребенка - жертвы на обелиске, датированном 4 веком до н. э. Кроме того раскопки храма в 15 - 13 века до н. э. в Аммане в Иордании идентифицировали практику сожжения зверей и детей в качестве жертвоприношения.

Детское надгробие на Тофет в Карфагене
Детское надгробие на Тофет в Карфагене

Археологические раскопки в северной Африке, на Сицилии и Сардинии - то есть в области бывшей Карфагенской империи, обнаружили жертвенные захоронения животных и детей как минимум на девяти поселениях. Прямо у Карфагена было найдено самое большое детское кладбище в мире: огромное количество терракотовых урн содержало сожженные останки детей и животных (останки около 20 тысяч детей). Могилы были означены каменными обелисками с символами и надписями, которые говорили о жертве пуническому богу Баалу и его жене Танит.

Танит, жена Баала, которой были посвящены жертвы детей.
Танит, жена Баала, которой были посвящены жертвы детей.

Тем не менее, на основании исследования костей и зубов часть исследователей сходится во мнении, что на кладбище были похоронены дети, которые умерли естественной смертью. Но это убеждение в последние годы опровергают исследования, согласно которым на кладбище преобладают останки новорожденных, которым было менее 3 месяцев. Их возраст не отвечает статистике детской смертности в древности, равно как и опровергает теорию возможной эпидемии. Кроме того, тогда бы не имели смысл надписи на обелисках, согласно которым родители жертвуют своего потомка богам, чтобы те их услышали и благословили.

На некрополь в Карфагене называемом Тофет были похоронены кремированные останки тысяч новорожденных.
На некрополь в Карфагене называемом Тофет были похоронены кремированные останки тысяч новорожденных.
Обелиски с надписями и символикой на могилах младенцев, принесенных в жертву. Тофет в Карфагене.
Обелиски с надписями и символикой на могилах младенцев, принесенных в жертву. Тофет в Карфагене.

Останки сожженных младенцев хоронили в терракотовых амфорах.
Останки сожженных младенцев хоронили в терракотовых амфорах.

Раскопки карфагенского тофета пролили свет на жуткие традиции прошлого.
Раскопки карфагенского тофета пролили свет на жуткие традиции прошлого.

Возникает вопрос: неужели в древности люди были настолько беспощадны, что были способны на убийство своих детей таким зверским способом? Оксфордский историк Жозефина Куинн считает, что в древние времена люди старались не привязываться к своим детям из-за высокой детской смертности и частых эпидемий, поэтому отношения родителей к детям зачастую были холодными. Американский археолог Ларри Стеггер даже считает, что подобные культы были способом регулировать рост популяции в древности (вам ничего это не напоминает сегодня?). Однако во Второй книге Царств мы читаем, как Соломон рассудил спор двух женщин из-за ребенка приказом разрубить его надвое - настоящая мать тут же согласилась отдать свое дитя, лишь бы оно осталось живым. Событие происходит как раз в описываемые времена, когда в остальном Ханаане практики жертвоприношения детей, как оказалось, были распространены. И что как не эта библейская история является свидетельством нежного и чувствительного отношения родителя к ребенку?

По материалам: https://biblereadingarcheology.com/2016/05/13/did-the-canaanites-sacrifice-their-children/