За последние четыре года число правонарушений в поездах дальнего следования выросло в 4 раза с 10 тысяч до 45 тысяч случаев. Более того, статистика показала, что курить в поездах стали в 46 раз чаще – в 2015 году было зафиксировано 384 случаев, а в 2018 уже более 18 тысяч случаев курения.
Тем не менее, сотрудники полиции, охраны и работники РЖД технически не могут фиксировать и задерживать каждого курильщика, поэтому более 98% нарушений остаются безнаказанными, а безнаказанность порождает беззаконие.
Стоит только вспомнить нашумевшую историю, когда пьяный адвокат набросился и избил проводницу поезда «Санкт-Петербург – Вологда». Позже у женщины диагностировали сотрясение и черепно-мозговую травму. Или трагичный случай в поезде «Санкт-Петербург – Новороссийск», где во время драки скончался мужчина в результате закрытой черепно-мозговой травмы. И таких историй тысячи, когда все начинается с «безобидной» сигареты, выкуренной в тамбуре и глотка горячительного напитка, придающего мнимую уверенность и вседозволенность.
В свою очередь, стоит отметить, что существенная разница в нарушении Федерального закона №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в 2015 и 2018 годах является показателем того, что процесс сдвинулся с мертвой точки – курильщиков стали чаще задерживать и привлекать к административной ответственности. Но этого, как показывает практика, оказывается недостаточно. Необходимы инновационные инструменты воздействия на злостных нарушителей.
Рабочая группа, созданная при НАЦЭ, предлагает ряд нововведений, в рамках преобразования приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, которые облегчат жизнь не только пассажирам и работникам РЖД, но и сотрудникам МВД.
Для принятия эффективных управленческих решений, направленных на снижение потребления табака на территории Российской Федерации, рабочая группа разработала уникальную трех этапную систему цифрового мониторинга табакокурения, с возможностью дальнейшего анализа и оценки эффективности данной системы, для последующего ее внедрения в поездах, на вокзалах и ж/д платформах по всей стране.
Система цифрового мониторинга состоит из комплекса технических средств и программного обеспечения, позволяющего в режиме реального времени отслеживать факты курения в местах установки данной системы, с возможностью дальнейшего использования полученной информации для формирования статистических и аналитических данных. Используемый в системе мониторинга контроллер обрабатывает сигналы, поступающие от подключенных к нему детекторов. Все события записываются во внутреннюю память контроллера, где формируется лог файл, который может быть в дальнейшем использован для проведения анализа и подготовки статистических данных. Данные хранятся в хронологическом порядке с указанием даты и времени их записи.
Первый этап
На первом этапе, цифровая система мониторинга табакокурения позволит оценить динамику нарушений Федерального закона №15-ФЗ на любых объектах РЖД, собрав статистические данные по фактам нарушений (курения), с возможностью дальнейшего детального анализа. Сроки исполнения первого этапа будут согласовываться индивидуально под каждый объект, и варьироваться от одной недели до одного месяца.
Второй этап
Во время второго этапа мониторинга, подключается голосовое оповещение, которое оповестит нарушителя о запрете курения в данном месте, в случае обнаружения табачного дыма и/или пламя. В свою очередь, статистика нарушений продолжает автоматически собираться в режиме реального времени. Что позволит отследить динамику изменения нарушений при включенном голосовом оповещении и сравнить ее с показателями нарушений, полученных во время первого этапа (без голосового оповещения). Сроки исполнения второго этапа будут, так же, согласовываться индивидуально под каждый объект, и варьироваться от одной недели до одного месяца.
Третий этап
На третьем этапе система работает в режиме голосового оповещения нарушителя и под контролем оператора/операторов системы цифрового мониторинга. Задача третьего этапа — не только зафиксировать факт срабатывания системы мониторинга, но и своевременно выявить факт курения, а так же привлечь нарушителя к административной ответственности.
По завершении всех трех этапов будет подготовлен детальный анализ статистики, полученной за время проведения всех трех этапов, а так же предоставлен развернутый отчет, с указанием динамики снижения нарушений Федерального закона №15-ФЗ.
Очень важно отметить, что основными преимуществами системы цифрового мониторинга табакокурения являются:
- Защита людей от пассивного курения
- Отслеживание фактов нарушений закона в реальном времени
- Снижение рисков возникновения пожаров
- Голосовое оповещение нарушителя
- Сокращение времени и затрат на сбор статистических данных
- Сбор объективных данных по фактам курения
И в заключение хотели бы обратиться к потенциальным нарушителям — стоит ли рисковать и курить вопреки запрету в поезде: в будущем за такое нарушение пассажир может попасть в «чёрный список». Его, по сути, приравняют к дебоширам, нарушителям правил и законов. А с таким статусом могут возникнуть проблемы с приобретением билетов.