Найти тему
Большой Киновски

Джокер: злодей, ребенок или герой?

Оглавление

7 сентября фильм «Джокер» завоевал «Золотого льва», главный приз Венецианского кинофестиваля 2019 года, а 3 октября картина вышла в российский прокат. Про фильм было сказано уже так много разного, похожего и спорного, что, кажется, обозначить что-то принципиально новое крайне сложно. И прелесть ленты именно в том, что она состоит из множество деталей, которые каждый зритель рассмотрит по-своему и в итоге сложит именно свой оригинальный пазл.

Так что редакция «Большого Киновски» посетила премьерный показ «Джокера» и решила взглянуть на фильм под разными углами. В фокусе оказался не только сам персонаж, но и город, который у режиссера является самостоятельным героем, со своим характером и проблемами.

Отвергнутый ребенок

«Джокер» Тодда Филлипса — это не кино про супергероев и злодеев. В гниющем и шумном Готэм-сити совсем другие персонажи: клоуны в ужасающих масках, лживые политики и стендап-комики. Похлебка из лицемерия, человеческого равнодушия, нищеты и грязи бурлила долго и наконец взорвалась со всей силой. Причем символом этого безумия стал не злобный и коварный герой, мечтающий уничтожить мир, а по-настоящему больной и несчастный человек.

-2

Артур Флек — бракованный продукт реальности, против которой он не собирался восставать, но именно он стал символом этого неудержимого процесса. Он жертва этой системы, в которую вписываются и его мать, и коллеги по работе и даже кумир теле-шоу. Все вовлечены в одну большую болезнь, которая разъедает город на части, раскалывает его на циничных богачей, живущих в особняках с выстриженными газонами и «мусор» , который выживает на окраинах в обветшалых и хрупких, словно коробки, квартирах.

Тодд Филлипс удивительным образом трансформирует историю Джокера и Бэтмена и ставит совершенно иные акценты. Из сюжета о противостоянии двух антиподов он слепил многогранную и психологически выверенную историю о человеке, которому совершенно неинтересно бороться с жестоким миром и даже с самим собой. Это взрослый мужчина, который все еще живет детскими мечтами: наконец-то обрести отца, почувствовать одобрение матери, влюбиться, чтобы хоть кто-то заметил, как ему больно и одиноко.

-3

Джокер даже имя свое придумывает не сам, его награждают им по телевизору, общество не только обозначило его место, но и обеспечило его новой мотивацией. Смысл его жизни был на удивление прост: стать комиком, радовать людей, почувствовать себя нужным. Но система просто не в состоянии найти комфортное и безопасное место для таких людей, как Артур. Для больных, страдающих смехом, который скручивает лицо в боли, лишает возможности быть, как остальные. Поэтому Джокер стал таким. И юмор его стал совсем другого рода. Олицетворяющим смерть, хаос и жестокость.

Этому городу нужен герой

Главное слово, всплывающее в голове при просмотре «Джокера» — виртуозность. Она прослеживается буквально в каждой сцене, в каждом аккорде великолепнейшего саундтрека Хильдур Гуднадоттир («Чернобыль»), в каждой бережливой отсылке к комиксам, в каждом движении безумно похудевшего Хоакина Феникса. Его персонаж, по своей натуре сумасбродный и неказистый, грациозным и изящным танцем перемещается по страницам сценария, постепенно приближаясь к предсказуемым, но все равно будоражащим пляскам на костях.

-4

И ведь нельзя сказать, что переворот личности произошел внезапно. Флек, как и многие вокруг него, впитывал в себя темные пороки Готэма, выплескивая все зло на несчастные мусорные баки в переулках. Но этот город никогда не был другим. Его черное сердце стало таким не из-за крыс или мусорных отходов, нет. Всему виной, как и всегда, люди. Те самые, которые стоят у вершин, которые в низах опускают своими поступками себя еще ниже, злые и молящие голоса которых Артур слышит каждый день по пути домой, но на помощь не идет.

Готэм здесь как главный герой, идеальное воплощение комиксных и кино/игровых вселенных. Не настолько гиперболизированный, находящийся на закате разрушения, он все еще красив днем, но ночью утопает в страхе и ядовитой желчи. Совсем скоро в Готэме все посыпется крахом, и этому городу потребуется герой, которого тот заслуживает. Но, пока зло в Готэме таким тонким слоем размазано по всем слоям населения, пока в витающем в воздухе страхе виновата каждая живая душа, бороться герою не с чем. Пока не появится человек, способный собрать это зло воедино и виртуозно создать хаос, у героя не будет цели. Так может этот человек и есть герой?